ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › По воде на «Крышу мира»

По воде на «Крышу мира»

В середине сентября инструкторы карельского «Большого Приключения» отправились на Памир. Команда под руководством Ю.М. Бабинцева прошла маршрут 5 кат. сложности в Горно-Бадахшанском районе Таджикистана, объединив в одном походе реки Мургаб, Танымас, Кудара и Бартанг. Поход заявлен на Кубок России по спортивным походам.

Идея сплава на Памире появилась полгода назад на «точке» – нашей встрече после победы на Кубке России. Мы вспоминали поход, его острые моменты, как вдруг Юрий Михайлович Бабинцев произнес: «Памир… Предлагаю пойти осенью в поход на Памир!» Далее шел довольно долгий монолог о прелестях этого района, о бурных реках, невероятно гостеприимных людях и трудностях, с которыми придется столкнуться. Дальше пауза… и почти единогласный возглас: «Мы идем!».

Началась бурная подготовка: авиабилеты, продукты, транспорт… Все это в режиме нон-стоп. Постоянно появлялись новые задания, которые должны были быть выполнены здесь и сейчас. Уровень похода очень высокий, и оплошностей при подготовке допустить нельзя. В последний момент меняются даты вылета, поход оказывается на грани срыва. Бурное обсуждение: ведь есть работа, определенные обязательства. Но мы сделали выбор и, оставив в Москве свои дела и проблемы, все же оправляемся в аэропорт.

Сегодня без селфи даже катамаран не поплывет.

До момента приземления в Душанбе мне не верилось, что наше путешествие все-таки состоится. Самолет приземлился, мы прошли таможню, получили багаж. На улице нас встречает яркий и очень живой город. Сумки тут же подхватывает детвора, помогая нам дотащить их до машины. Два дня мы провели на базе республиканского Комитета по чрезвычайным ситуациям – это бывший альплагерь, в советское время здесь собирались альпинисты, которые приезжали штурмовать пик Коммунизма. Нам же нужно было закончить предпоходные процедуры: закупить продукты, расфасовать их, оформить пропуска в некоторые районы нашего маршрута.

Дорога заслуживает отдельного яркого рассказа. Она идет вдоль реки Пяндж – это граница между Таджикистаном и Афганистаном. На узкой грунтовке встречные автомобили поднимают столбы пыли, и мы то и дело «слепнем». Жутковато… Все время казалось, что мы едем по самому краю пропасти, еще немного – и окажемся в реке. Мы проехали больше тысячи километров: богатые красочные города сменялись кишлаками, затем селения исчезали, и тогда впереди вставали грозные горы. Чем дальше мы уезжали, тем менее населенными оказывались кишлаки. Через стекла машины мы видели людей, которые возились на крошечных огородиках, ишаков, нагруженных мешками своих хозяев, детвору в красивой форме, бодрым шагом спешащую в школу в соседний кишлак.

Горы… Это что-то величественное и манящее, и, в то же время, пугающее. Эти каменные великаны, покрытые снегом, стоящие здесь миллионы лет, как будто удивлялись восьмерым смельчакам, решившим нарушить их покой. Вверх, вниз, перевал за перевалом, и, чем дальше от Душанбе мы уезжали, тем более манящими казались горы.

Стапель – начало всех побед.

Дорога заняла полтора дня, все дико устали, но при виде Мургаба, как будто бы ожили. Эта река не похожа ни на одну реку, которую мне приходилось видеть ранее. Ее цвет – глубокий, кристально-голубой. Живая, энергичная и жутко холодная. Очень хотелось окунуться, но нас хватило лишь на то, чтобы умыться. Ледяная вода уже через несколько мгновений обжигает руки холодом.

Воодушевленные видом реки, мы разбили лагерь и начали собирать катамараны.

По плану наш сплав начнется только через день, а завтра предстоит акклиматизационный выход на горячие источники. К слову, об акклиматизации. Стапель находится на высоте 3550 метров, мы набрали ее за полтора дня, и это не могло пройти бесследно. Даже опытные альпинисты чувствуют недомогание на такой высоте, а мы – водники, и не привыкли к высокогорью. Постоянное ощущение головокружения, жуткая слабость, одышка, быстро ходить тяжело. Пытаешься сделать глубокий вдох – не получается, мало кислорода. Если наклоняешься, кажется, что голова перевесит, вот-вот свалит тебя ничком, а при резком подъеме головокружение усиливается настолько, что еле-еле находишь в себе силы устоять на ногах. Акклиматизационный выход нам необходим!

Итак, мы выходим. Наш пункт назначение – старая советская база с горячими источниками на реке Элису. Нужно пройти около пяти километров вверх по течению. Там, на высоте 3717 метров над уровнем моря, нас ждут заветные купели.

Мы идем вверх, дыхание сбивается… Но вид вокруг потрясающий! Глубокое ущелье: справа скалы, слева скалы, между ними журчит резвая речушка, извиваясь от одного берега к другому, а рядом мы – совсем крошечные точки в этом величественном каменном ущелье. Вскоре дорога переходит в тропу, но и та через какое-то время исчезает. Мы прыгаем по камням, а базы все еще не видно. За 10 лет здесь могло многое измениться…

Памирский спа в долине Элису.

Вдруг впереди увидели постройки. Ускорились! Разрушенные дома все ближе и ближе, и вот мы стоим у остатков стен. Когда-то жизнь здесь била ключом – группы туристов останавливались у источников, чтобы отдохнуть и умыться. Естественные ванны заполнялись горячей водой, в домишках располагались помывочные для мужчин и женщин. А сейчас – лишь разрушенные стены, заваленные камнями купели и разбросанные на десятки метров металлические тазы. Несколько лет назад с гор сошел сель, и снес все, что оказалось на его пути, нарушил систему водоснабжения. Уцелели лишь здания, стоявшие в стороне.

На миг становится жутко. Я закрываю глаза и вижу: десятки смеющихся лиц в разноцветных костюмах, совсем скоро у них начнется сплав, или уже закончилось восхождение, и они бурно делятся впечатлениями. Открываю глаза… Мурашки по коже. Всего один день, возможно, час, а может быть – мгновение, и это место разрушено. В такие моменты понимаешь, насколько мы ничтожны перед стихией, перед ее могуществом и мощью.

Вздохнув, мы обошли территорию, нашли несколько более или менее уцелевших купелей и, как дети, занялись «строительством». Очистили ванны, смастерили новую систему водоснабжения, и, наконец-то, окунулись. Мыться оказалось довольно холодно: вода была горячей, но с гор дул ледяной ветер.

Собрав вокруг все баночки и тазы, мы аккуратно сложили их рядом с основной «ванной» и, с чувством выполненного долга, пошли вниз. Как известно, знакомая дорога значительно короче незнакомой, и мы довольно быстро вернулись в лагерь.

Вечереет… Завтра, наконец-то, мы сядем на наших «коней», возьмем в руки весла. Все в предвкушении этого момента. Ложимся спать с мыслями о сплаве. А я… Я закрываю глаза и вижу толпы туристов в ярких костюмах у стен базы на реке Элису.