ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › По воде на «Крышу мира». К «Белой воде»

По воде на «Крышу мира». К «Белой воде»

Утро… Впереди у нас почти 20 километров: крутые подъемы и спуски, переход через горный хребет до кишлака Барчидив и переезд на реку Танымас. Думать о предстоящих километрах совсем не хочется. Ноги гудят жутко… Но на помощь приходят памирцы. Местные жители, узнав о том, что нас ждет, пригнали четырех ишаков, на которых мы погрузили значительную часть снаряжения. Железо, некоторые части катамаранов и личные вещи несем сами.

Снова восемь водников на узкой тропе в горах. Ишаки значительно облегчили нашу жизнь, но идти все так же тяжело. Ветра практически нет, солнце жутко припекает, ужасно душно. Сегодня у нас важная миссия – нужно составить описание «новой» реки. Тропа идет вдоль берега, то поднимаясь высоко на скалы, то снова спускаясь. Река изменилась кардинально. Вместо спокойной воды теперь бушует пена, практически каждый порог – сплошное месиво. Мы отстаем от группы: Паша Кочаков и Юрий Михайлович составляют описание, а я делаю фото ключевых участков.

Дорога в зеленый оазис Барчидив.

Спустя несколько километров река успокаивается. Наша группа вновь собирается вместе. Пока нас не было – едва не произошло ЧП. Один из ишаков оступился, чуть не улетев в пропасть вместе с поклажей. Поводырь еле-еле успел его поймать. Одна секунда – и наш поход был бы под угрозой срыва. Неприятно.

Мне все больше нравится наша пешая «экскурсия», вокруг столько всего интересного. Здесь невероятно красиво! Каждый метр – произведение искусства. Взгляд то и дело цепляется за новые творения природы. От некоторых пейзажей даже дух захватывает. Раньше мне казалось, что горы везде одинаковы. Я ошибалась. Здесь буйство красок: тысячи цветов, оттенков, переливов, камни различных форм – одни пугающие, будто агрессивные, другие наоборот – причудливы, напоминают животных или людей. Все очень гармонично, ничего лишнего. Одно желание – раствориться в этой красоте, стать ее частью. На миг в голове возникла мысль: «Может, податься в горники?» – но весла, которые я несу в руках, напоминают о моем предназначении.

Казалось, что после Усойского завала сложнее пути быть уже не может. Но я снова ошиблась. По узкой обрывистой тропе мы должны перейти на другую сторону хребта. Это оказалось сущим адом.

Почти вертикальный подъем, от серпантина уже кружится голова. Каждый шаг отдается эхом в висках, душно настолько, что невозможно сделать вдох, в глазах то и дело темнеет. Уверена, в этот момент каждый представлял только одну картину – себя с веслом на катамаране, по уши в холодной воде и пене. Мысль о том, что каждый шаг приближает нас к реке, придает мне сил.

Наконец-то, мы оказались с другой стороны хребта. Теперь осталась лишь финишная прямая до кишлака. Но прямая – это громко сказано. Мы прошли еще десятки крутых подъемов и спусков, прежде чем увидели Барчидив. Зрелище потрясающее! Вдали виднелось ярко-зеленое пятно, живое, свежее и очень манящее, словно оазис в этой мрачной каменной пустыне. Спустившись, мы попали в рай: повсюду зелень, трава кажется бархатной, журчат ручьи, рядом течет бирюзовая река, а сквозь кроны деревьев сверкали снежные вершины, среди которых исполином высится почти семитысячный пик Революции. Невероятное место, невероятные люди. Все очень добры, очень приветливы, все улыбаются. Такое количество искренних и добрых глаз я еще не встречала. Местные жители тут же затащили нас в дом, угостили чаем с урюком и лепешкой: теплой, мягкой, ароматной. Я до сих пор помню ее вкус.

Один – проходит, другой – готовится.

Сели в машину. Дорога до реки оказалась довольно долгой. Мы ехали по крутому узкому серпантину. Каждый раз, когда машина оказывалась у края пропасти, я закрывала глаза и переставала дышать. Ох уж эти горные дороги, никогда не привыкну к ним. Изредка за окном появлялись маленькие кишлаки. В них кипит жизнь: детвора играет в футбол, женщины собирают яблоки и сушат урюк, – такой яркий, зеленый муравейник в самом сердце холодных и грозных гор. До реки не доехали. Темнеет здесь рано, а искать в кромешной тьме место для стапеля довольно сложно. Остановились в кишлаке Кудара. Снова местные жители, не позволив нам остаться на улице, пригласили на ночлег в дом. Вот оно памирское гостеприимство! Позже выяснилось, что хозяин дома – один из спасателей с базы на Сарезком озере, и на работу он ходит пешком! Почти 50 километров за два дня! Вспоминайте об этом каждый раз, когда километр от дома до метро покажется вам трудностью.

Утром мы прибыли на берега Танымаса. Впереди – Гранатовый каньон, сплошной «пятерочный» порог протяженностью в несколько километров. Уровень воды оказался ниже, чем мы ожидали. Это усложнило нашу жизнь – река стала значительно техничнее, все маневры должны быть выверенными, очень точными. Мы буквально протискиваемся между огромными каменными глыбами, и тут же выгребаем к противоположному берегу. Проходится постоянно махать веслами, отдышаться удается лишь на берегу. Некоторые участки оказались настолько узкими, что их пришлось обносить, чтобы не повредить суда. Опять полдня на суше: обносим вещи, проходим порог, грузим катамараны. Снова несем вещи, следом несем катамараны – здесь негабарит, пройти по воде невозможно. На обработку и прохождение пяти километров реки мы потратили практически весь день. Устали очень, спали без задних ног.

На следующее утро нас ждет одних из ключевых порогов на реке Кудара – завал Полиз. Пройти его смогли немногие. Очень хочется оказаться в этом списке, но загадывать не стоит, на реке может случиться всякое.

Издалека нарастет жуткий гул – мы совсем близко. Чувствуя приятное волнение, идем смотреть порог. Вид впечатляющий! В русле реки хаотично разбросаны огромные каменные глыбы. Большой уклон. Вода, разгоняясь и разбиваясь о камни, издает чудовищный грохот. Пена… она повсюду. В голове лишь это шипение, будто за твоей спиной стоит разгневанная медуза Горгона.

Порог очень красивый. Мощный поток, разбиваясь об огромный валун в середине русла, разделяется на два рукава. Левый – более простой и менее мощный. Но сейчас, в «нашу» воду, здесь очень узко, много камней. К тому же, часть рукава перегорожена упавшим деревом. Для нас этот вариант отпадает – негабарит.

Рай на земле есть.

Правый рукав вбирает всю мощь реки. Тонны воды собираются и падают узким сливом, образуя огромный пенный котел. Сложность в том, что основная струя несет катамаран в ту самую глыбу по центру русла и за несколько секунд необходимо уйти вправо, чтобы судно не расплющило о камень. За ним – сразу же вход в «бочку». Войти нужно строго носом, иначе – молниеносный оверкиль! На все маневры есть около двух метров мощной струи и 5-7 секунд времени.

Катамаран-четверка сразу же отпадает – мы не успеем даже развернуться, опрокинемся стопроцентно! Маленький шанс есть у двоек. Ребята долго ищут варианты прохождения, но практически все они сводятся к оверкилю. Принимается жесткое волевое решение – завал Полиз обносим по берегу. Грустно… Порог сложный и опасный, и поэтому очень манящий. Но, соперничая с рекой, не стоит рисковать жизнью. Будет повод сюда вернуться в другой раз.

Чуть дальше находится еще один завал – Парадуз, он полностью непроходим. Русло намертво перегорожено глыбами, вода яростно пробивается в щели между камнями. Объезжаем этот участок на машине.

В этом месте Кудара – очень живая и техничная, каждый ее метр – вызов. Что еще нужно воднику? Тонкое, щекочущее чувство опасности, рождающее прилив адреналина в крови. Пока мы готовим суда, Кэп идет на разведку. Возвращается напряженный. Собираемся в круг. Впереди сложный порог, требующий точности маневров и полной слаженности экипажей. Далее мой любимый момент: Юрий Михайлович, собирая камни разной величины, палочки и веточки – выкладывает русло реки. Делает его уменьшенную копию. Каждый камень на земле соответствует камню в русле. Мы видим каждый поворот, каждую «бочку» и слив, их количество и расположение в русле. Далее – линия движения, на земле рисуется наиболее безопасный вариант прохождения. Наша задача запомнить основные ориентиры и выдержать траекторию, которую будет задавать штурмующий экипаж.

Ноги практически бегом несут меня к катамарану. Вот-вот и мы будем бороться с этим бушующим потоком! Выходит первый катамаран, второй, затем – мы. Струя подхватывает нас, несет туда, куда считает нужным. Но экипаж сопротивляется! Энергичные удары веслами противостоят потоку. Вправо, потом – резко влево, «бочка» – за пеной почти ничего не видно, но мы изо всех сил лопатим к заданной цели. «Дуга», «подтяг», «закол» – пробившись сквозь тонны воды, мы вылетаем из порога. Потрясающее чувство! Наслаждение теплотой разливается по нашим венам. Еще один порог 5 категории позади.

Облепиховый чай – это вкус Памира.

На сегодня сплав окончен, уже вечереет. Довольные по уши, ставим лагерь и собираемся у костра. Вокруг кромешная тьма. Костер создает невероятный уют. Вы только представьте: темная прохладная ночь, усыпанное звездами небо, шум реки, легкий запах облепихи и тонкая нотка дыма, кружка ароматного чая и близкие, родные тебе люди рядом. Самые сокровенные разговоры: воспоминания, планы, мечты. Как будто и нет другой жизни. Будто весь мир сосредоточен у этого костра, в его теплом желтом свете. Не хочется думать про то, что будет дальше, есть только здесь и сейчас – и это самое ценное. Поверьте, самый тяжелый переход, самый жуткий походный день стоит пережить лишь ради такого вечера у костра.

Я смакую этот момент, не хочется возвращаться к реальности. Завтра нас ждет финальная река – Бартанг, самая мощная и непредсказуемая. Что будет там? Узнаем утром… А сейчас я хочу раствориться в свете этого костра, наблюдая за причудливыми тенями и вдыхая аромат чая из облепихи.