СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Хребет Хамар-табань
Детский лагерь «Большое Приключение»
1

Хребет Хамар-табань

Снова Нина Шилихина падает на колени и начинает громко взывать: «С-о-о-о-о-лнце-е-е-е!». Безумно холодно, небо затянуто тучами, одежда мокрая, а катамараны постепенно покрываются снегом. С ног, засунутых в самую середину костра, только что лед не отваливается. Инструкторы детского лагеря «Большое Приключение» снова повышают свое мастерство в суровых условиях осеннего Забайкалья и Восточных Саян. Руководитель уже отчитался фоторепортажем в двух частях. Что же добавить еще? Путешествие оставило самые яркие впечатления: были и смех, и истерики, и сложно преодолимые трудности, и реальные опасности. Но сейчас хочется о другом. Часто подходы к маршруту забирают больше эмоций, требуют большего физического и душевного напряжения, чем непосредственно сплав.

Маршрут выбирали, изучая отчет директора «Большого Приключение» Юрия Михайловича Бабинцева за 2005 год. Читаем: долго, трудно, заброска на реку не простая, ожидается пешеходная часть с катамаранами на спине… Помните, как у Визбора в той песне, где под ногами хрустит хребет Хамар-Дабан: «Тайга вокруг, тайга – закон… и жизнь легка под рюкзаком!» Это точно для нас! Идем! Хамар-Дабан, как раз будет где-то рядом. Руководят – Кирилл Усанов и Михаил Мачтин, переносят грузы и обеспечивают руководителям нормальные условия для руководства Дарья Батова, Нина Шилихина, Дарья Ефимова, Николай Васильев, Руслан Хрусталев, Антон Волков. Отметим, что в этот раз в нашей команде был один инструктор-курсант – участник летней смены «Мастеров путешествий». Предстояло пройти реки Хангарул, Зун-Мурин, Зун-Холба и Урик. Поход был фактически разделен на две равные части: сначала две первые реки и визит на озеро Байкал, потом – продолжение сплава.

Начало получилась суперкомбинированным. Только чтобы подобраться к старту сплава нам пришлось сменить четыре вида транспорта. Это, как в старом анекдоте: сначала три дня на собаках прямо, потом повернете налево. Из Улан-Уде до улуса Далахай (Закаменский район Бурятии) – 10 часов на местной маршрутке. Оттуда еще 8 км вверх в тракторном прицепе, каждая доска которого, казалось, вот-вот отвалится, особенно, когда железный конь переезжал броды или поднимался по раскисшей колее в горку. Уворачивание от комьев грязи, вылетающих из-под колес, прекрасное средство, чтобы не замерзнуть. А наша цель – за далеким перевалом. На следующее утро, к 10 часам, должны были прискакать местные жители, чтобы на лошадях отвезти нашу поклажу на перевал. Но буряты не приехали. Пришлось впрячься в 40-килограммовые рюкзаки, взять рамы от катамаранов и тащить все это по болоту.

Наездники догнали нас километра через полтора. Вместо четырех коней они пригнали девять, и это означало, что поедут не только рюкзаки, но и мы!

Восемь часов верхом по долинам и по взгорьям шла компания вперед. По широким полям с восхитительным видом на горные вершины. По узким каменистым горным тропкам. По рекам вброд… Правда седел на всех не хватило и тем, кто сидел на конском крупе, было не до окружающих красот. Мне с Русланом Хрусталевым достался не самый молодой жеребец, и на его старые кости сел как раз мой напарник весом 110 кг. Коняга всю дорогу кряхтел и пытался нас сбросить. Один раз ему это удалось и как раз на узкой тропке над обрывом. Это, скажу я вам, было пострашнее, чем прыжок с парашютом! А лошадь боится еще больше: резко перебирает передними копытами, бросает голову вниз, приседает и скатывается на задних ногах.

Высадились под самой горой. С лошадей мы спрыгнули в сугробы, а под вечер еще и температура резко упала ниже нуля. Утром, ползая на коленках, девчонки пытались поднять рюкзаки, которые после того, как  каждой досталось в нагрузку по несколько железных труб, стали не выносимо тяжелыми. Выпрямлялись медленно-медленно, опираясь на весла. У парней вес подобрался к 50 килограммам, и они по двое закидывали рюкзаки друг другу на спину.

Кто нам ком должен ехать: турист на катамаране или катамаран на туристе?

Кто нам ком должен ехать: турист на катамаране или катамаран на туристе?

Семьсот метров вверх до перевала проходили маленькими рывками, зигзагами, да потихоньку, поклажа все время норовила завалить нас набок. А с хребта открылись виды, потрясающей красоты: вершины Хамар-Дабана, где-то покрытые снегом, где-то нет, и бесконечный простор под синим ясным небом. Впрочем, рты у всех были и так открыты после тяжелейшего восхождения.

На спуске Миша Мачтин пошутил: «Вы падали? Я, да! Чувствовал себя настоящим жуком! Упал на спину, а встать не можешь только руками, ногами болтаешь».

Когда на следующий день мы дошли до реки Хангарул, оказалось, что пешеходная часть не окончена. Из-за низкой воды все камни в русле стояли оголенными, грести было некуда. Сплав начался на следующий день, невыносимо морозным снежным утром. Было ощущение, что проснулись мы не в палатке, а прямо в сугробе.

Первый день. Постоянно приходилось слезать в воду: проталкивали катамараны, застревавшие на камнях. Нина Шилихина хорошо искупалась – там, где нам было по колено, ей как раз по пояс… Наморозились на год вперед и на перекусе, пока мы отогревали в костре свои конечности, Нина и решила вызвать хорошую погоду.

Третий день. На каждом катамаране уже сломано по веслу. Пороги оказались очень узкими с крутыми поворотами… Перебрались на Зун-Мурин. Русло было много шире и, наконец, появились метровые валы, подбрасывающие катамараны, словно на качелях.

Длиннющий порог 4 категории сложности «Каша с молоком» – здесь поток явно хотел размешать нас с белой пеной. Порог «Труба», сложность которого сильно зависит от уровня воды. Руслан Хрусталев после бокового удара выпал из стремян и катился по «Трубе», зацепившись за катамаран.

Вторая часть похода снова началась с двухдневной пешеходной части, но было уже легче. Река Зун-Холба оказалась совсем пересохшей, Проплыв по ней по ней метров 600, перенесли наши корабли на Урик.

Урик – большая, красивая и интересная река, но в его русле оказалось так много камней, что зевать, любуясь красотами, было опасно. Экипажи: и две юркие «двойки», и огромный четырехместный катамаран все время лавировали, лавировали, да и вылавировали. Как-то участок в 2,5 км проходили 5 часов. Каждые 100-200 метров этого порожистого отрезка приходилось обрабатывать по полной программе: осмотр, страховка с воды и суши. Под конец все так устали, что работали с отрешенностью роботов.

В предпоследний день брали порог «Чертики». На входе косая «бочка» – мощный, бурлящий обратный поток, – потом эс-образная струя, бьющая в острый камень. «Бочка» оказалось настолько глубокой, что баллон катамарана, попадавший в нее, уходил под воду полностью вместе с пассажирами. Ребята, снимавшие с берега прохождение нашего экипажа, потом говорили: «Мы думали, вы не вынырните».

В общем, ничего особенного на маршруте не произошло. Такая обыкновенная осенняя «четверка»: холод, ледяная вода, встречный ветер, снег, слепящий глаза, постоянные обносы, гребли мало, табанили много, а сквозь туман блестел хребет Хамар-Дабан.

 


Комментарии
  1. Ирина

    Даша, так красиво описан поход, все подробности,шутки, маршрут. Читая твою статью, можно окунуться на минуточку в ваш поход, представить самого себя, рядом с вашей группой. Спасибо, за такие яркие впечатления!

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*