СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Головоломка «Детский отдых»
0

Головоломка «Детский отдых»

Мой взгляд на проблему детского отдыха – это взгляд практика. Человека, который много лет организует активный детский отдых, много общается с молодежью, и знает о проблемах не понаслышке, а изнутри. Последние годы проблема организации летнего детского отдыха все больше напоминает мучительную головоломку. Современные родители не могут проводить с детьми все лето, это очевидно. У многих из них не более двух недель отпуска. Вот поэтому, мамы и папы ломаю головы: куда отправить ребенка, как заполнить все три месяца его свободного времени?

Ломают головы педагоги, чиновники от образования, Роспотребнадзор. Им надо понять, что делать, когда на руках куча устаревших и зачастую неработающих схем, множество неокупающихся учреждений и давно подающая сигналы SOS проблема организации молодежного досуга. Статистику по подростковому алкоголизму, курению, ранним половым связям приводить нет нужды – пройдите по улице летом, там эта статистика просто налицо. Напоминать, что Россия – номер один в Европе по подростковым самоубийствам тоже нет нужды. Это уже в зубах навязло.

Корни большинства проблем уходят в свободное время детей, неважно имеется в виду несколько часов в день после школы или целиком летние каникулы как таковые. Именно в это время дети уходят из-под контроля учителей, воспитателей и окунаются с головой, к сожалению, не в книги, а в любые гаджеты – телефоны, планшеты, консоли. Прекрасная получается аналогия: неблагозвучное для русского уха слово «гаджет» характеризует его же влияние на неокрепшие мозги.

Современный отдых, досуг детей характеризуется тотальной обездвиженностью. Обездвижен мозг, обездвижено воображение, обездвижено тело. Всё сковано, и невидимые цепи тянутся к экрану. Главная задача взрослых – разорвать эти цепи. Наиболее благодатное время для такой работы, конечно же, каникулярное. Одна четвертая часть года – летние каникулы. Бабушки с деревнями – спасение для многих, но я здесь вижу два больших «но». Первое: большая часть современных бабушек – это работающие городские женщины, в деревнях всё чаще фигурируют прабабушки, на которых ребенка надолго не всегда оставишь. Второе: сами бабушки и прабабушки часто привязаны к телевизору не меньше, чем дети к компьютеру. Соответственно отдых с бабушкой – понятие относительное и весьма невнятное, и развивать и пропагандировать летние лагеря активного отдыха надо, в том числе, и в пику этим самым бабушкам.

Второе сомнительное учреждение после бабушек – это пришкольные лагеря. Заранее оговорюсь: снимаю шляпу перед теми организаторами летних пришкольных лагерей, которым удалось ввести активность и спорт в распорядок дня, но давайте взглянем правде в глаза – много ли таких? А по данным Роспотребнадзора в 2012 году из 49,4 тыс. организаций, занимавшихся детским отдыхом, 43,1 тыс. – были пришкольными. Приблизительно то же соотношение цифр осталось в 2013 году, прогноз на 2014 – аналогичный. Самые очевидные минусы пришкольных лагерей: городской воздух, набившая оскомину школьная обстановка, отсутствие новизны, активности, самостоятельности. Сказать, что в таких лагерях идет процесс оздоровления детей – большая натяжка. Если мы просмотрим программы пришкольных лагерей, то увидим в подавляющем большинстве спокойные кружковые занятия типа рисования и лепки, экскурсии, походы в кино, но при чем тут, скажите, оздоровление? И если учесть, что эти лагеря на 80% делают статистику по детскому отдыху, картина выходит печальная. Если бы стоимость пребывания ребенка в пришкольном  лагере была соотносима со стоимостью путевки в загородный лагерь, выбор родителей был бы очевидно не в пользу города. Соответственно подавляющее большинство детей находятся в пришкольном лагере от безысходности, от отсутствия финансово приемлемой альтернативы.

Головоломка «Детский отдых»

Головоломка «Детский отдых»

Безусловно, сейчас есть определенная доля льготных и бесплатных путевок для детей из социально незащищенных семей в загородные лагеря. Бесплатные путевки, скажу по собственному опыту, весьма неоднозначная вещь. Я считаю, что родители должны платить хотя бы десять процентов от стоимости, чтобы бояться потерять место. Потому что есть бессчетное количество примеров, когда счастливые обладатели бесплатных путевок не умели ценить то, что им доставалось, и могли легко в последний момент отказаться. Тогда и ребенок не едет, и место пропадает. Причем иногда по самой глупой причине – не поднапряглись вовремя оформить медицинскую справку или что-нибудь в этом роде. А в результате: и деньги, и труд организаторов лагеря – на ветер. К сожалению, люди умеют ценить только то, за что они заплатили хоть какую-то сумму. Поэтому система предоставления льготных и бесплатных путевок тоже должна быть пересмотрена. В этой же теме – еще один животрепещущий вопрос: в последние годы заметен явный перекос в выдаче льготных и бесплатных путевок асоциальным детям. Получается, что ребенку необходимо разбить камнем витрину, чтобы его отправили в хороший детский лагерь. Почему не имеет возможности, скажем, получить льготную путевку ребенок, которого воспитывает одинокая мама с доходами, позволяющими не голодать, но недостаточными, чтоб купить путевку в хороший лагерь?

Пути решения этих проблем могут быть самыми разными. Главное – родители должны знать, что существуют формы и варианты хорошего, правильного летнего детского отдыха, учитывающие ментальность современного российского подростка. Для меня самый очевидный ответ – это такие формы, которые включают ребенка в активную деятельность на свежем воздухе. Это спортивные лагеря, военно-патриотические, туристические. Они характеризуются осмысленной деятельностью, разнообразными физическими нагрузками, высоким уровнем дисциплины. Другими словами: ребенок занят в течение дня, он увлечен и видит результат своей деятельности, его организм мобилизован, активен, его мозг насыщается кислородом, мышцы в тонусе. Это настоящее оздоровление, причем не только физическое, но и психическое.

Если рассуждать в том же русле: в программу обычных загородных и пришкольных лагерей необходимо включать как можно больше активной деятельности. Как минимум, по 4 часа движения в день. Это могут быть подвижные или спортивные игры: бадминтон, настольный теннис, волейбол, футбол. При этом необходимо дополнительно привлекать специалистов. Если вы дадите группе детей мяч и скажете: «А сейчас – два часа волейбола», все закончится в лучшем случае минут через 15. Если же придет тренер-организатор и посвятит детям определенное количество времени, эффект будет в десятки раз выше.

В целом же стране крайне не хватает различных профильных лагерей. Если развивать мысль в самом оптимистичном направлении, то необходимо, чтобы на каждом крупном озере или водохранилище было по нескольку парусных школ, где дети занимались бы посменно с открытия до закрытия навигации. Чтобы были лагеря, где дети бы учились ездить на лошадях, ухаживать за ними и ходить в небольшие походы – такие лагеря могли бы быть круглогодичными. И это не пустой полет фантазии.

Мы слышали много разных «невозможно», когда 14 лет назад с нуля делали в Карелии лагерь «Большое Приключение». Сейчас он работает круглый год и развивается в программах в Крыму и Краснодарском крае. Каждый год я с радостью наблюдаю, как дети преображаются: они оказываются на природе, вдали от цивилизации, многие из них делают потрясающие признания:  «Наконец, я понял, для чего живу» или «Теперь, я знаю, что такое счастье». Вместо электронного виртуального суррогата они получают настоящую жизнь, наполненную движением, интересными событиями, общением, это их вдохновляет, они начинают совершать несвойственные им ранее поступки – терпят неудобства, помогают товарищу в ущерб собственным интересам и так далее. И это всё является уже ступенями нравственного, духовного роста.

Так что головоломка под названием «Детский летний отдых» имеет свой алгоритм решения. Он требует, конечно, определенных финансовых затрат, нужны время и специалисты. По роду своей деятельности в совете при Президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей я вижу, что есть хорошие примеры и образцы для подражания в различных регионах страны и этот опыт можно сделать массовым и общедоступным.

 


Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*