СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › К вам домой пришло письмо
100

К вам домой пришло письмо

Каждый год в карельском «Большом Приключении» что-то меняется. Наверное, это и есть одна из главных особенностей нашего лагеря. Долгими зимними вечерами мы, организаторы и, так сказать, идейные вдохновители «Большого Приключения» – Дмитрий Шпаро, Юрий Бабинцев, Екатерина Богданова, Кирилл Вшивцев и я, проводим много часов в обсуждении «что хорошо, и  что плохо».

Меня больше всего интересует «что плохо», так как всегда есть замечательная возможность сделать что-то хорошее. А что может быть приятнее, когда ты меняешь плохое, некрасивое, неправильное, на что-то хорошее, качественное и светлое? С этой заметки я начну рассказывать, как рождаются новые идеи и во что они, в конце концов, превращаются. Мне кажется, это может быть интересно родителям, это может быть интересно специалистам, работающим в детских лагерях.

Итак, первое, о чем хочется рассказать, о письме – простом листе бумаги, заклеенном в почтовый конверт.

Лето 1990 года. Мой отец, Дмитрий Шпаро, всего лишь год назад учредил Клуб «Приключение» и только начинал придумывать детские и молодежные проекты. Мне повезло, и я, будучи пятнадцатилетним подростком, провел 14 дней в туристическом лагере «Видживаган» в США, совершая путешествия на каноэ по рекам и озерам национального парка «Баундари-Уотерс» (в переводе – «Пограничные воды», протяженная цепь рек и озер, древний водный путь на границе  США и Канады).

К вам домой пришло письмо

К вам домой пришло письмо

Для меня это поездка изменила всю жизнь, достаточно сказать, что концепция американского лагеря легла в основу нашего «Большого Приключения», но об этом будет отдельная история. За 14 дней произошло много событий, поразивших меня, но самое знаковое случилось спустя 2 месяца после возвращения в Москву. К нам домой пришло письмо. Из Америки! От моего инструктора – Тома Хаглера. Письмо было адресовано моим родителям, в нем рассказывалось о том, как их сын общался со своими американскими сверстниками и как достойно он справился со всеми сложностями путешествия. Конечно, родители дали прочитать это письмо мне. Я был очень горд, что  инструктор так высоко меня оценил. То ощущение счастья я помню и сегодня.

Прошлым летом, встречая на вокзале дочку, возвращающуюся из Карелии, я услышал от родителей, ждавших вместе со мной детей, что очень хочется услышать от инструктора хоть какие-то впечатления о ребенке: каким он был в лагере, с какой стороны себя проявил. Тут я и вспомнил про письмо из «Видживагана». Решение пришло само собой: обязательно надо писать из лагеря письма родителям!

Решить – легко, воплотить в жизнь – сложнее. Сначала сформулировали общие принципы. Потом подумали о том, что письма, которые будут получать родители, должны быть грамотными. Это означало, что нужен некий корректор, который бы просматривал послания перед отправкой и исправлял орфографические ошибки. Таким образом, для администрации «Большого Приключения» эта затея вылилась в кругленькую сумму –  около 400 000 рублей: дополнительный рабочий день у инструкторов, заработная плата редактору, конверты, марки, налоги и т.д. Но я уверен, что эти затраты оправданы. Общий тренд – вовлекать в педагогический процесс родителей. Надо только правильно находить инструменты и формы. Кажется, нам это удалось.

В нашем Руководстве для инструкторов (книга, которая регламентирует работу специалиста с группой) появились следующие указания по поводу писем:

Письма родителям

Каждому родителю хотелось бы получить отзыв о своем ребенке непосредственно от специалиста, который с ним работал. Однако, программой «Большого Приключения» не предусмотрен контакт «Родитель – Инструктор», поскольку Лагерь расположен далеко, а привозит Группу в Лагерь и возвращает ее в город  Сопровождающий, который не может дать компетентную оценку. Поэтому для осуществления обратной связи Инструктору необходимо написать письмо родителю или опекуну ребенка (тому человеку, который отправлял ребенка в «Большое Приключение» и заполнял анкету).

Знают ли родители, какие у них замечательные дети?

Знают ли родители, какие у них замечательные дети?

Главными особенностями письма должны стать доброжелательность, позитивный настрой и обоснованная оценка успехов ребенка. Это не означает, что письмо не должно быть объективным. Можно отразить и негативные черты ребенка, но в контексте их преодоления или перспектив преодоления. Наша задача – не предоставление всесторонней характеристики ребенка, а рассказ родителям о том, что их сын или дочь могут быть успешны и отразить, в чем именно это выражается. Для этого необходимо описать один-два конкретных эпизода, в которых ребенок проявил себя с лучшей стороны. В этом Инструктору может помочь Записная книжка (обязательный дневник инструктора – М. Шпаро), поскольку письма пишутся уже после отъезда Группы и бывает трудно вспомнить, кто и как проявил себя.

Особенности писем родителям:

  • мы обращаемся к родителям/опекунам по имени и отчеству, а в тексте письма обязательно указываем имя ребенка («Дорогой Андрей Петрович!» «… во время похода Алеша неоднократно выручал ребят…»);
  • в письме могут быть описаны ситуации, общие для всей Группы («…на протяжении похода, погода была очень изменчивой…»), но обязательно должны быть указаны моменты, относящиеся только к этому ребенку («… но я ни разу не слышал от Алеши ни одной жалобы на погоду, даже когда стонала вся группа…»);
  • грамотность письма должна быть безупречной, поэтому необходимо отдать письмо на проверку специалисту из Администрации лагеря, который будет назначен ответственным за все письма родителям;
  • если поначалу возникают трудности с написанием письма (не ясно содержание, не складываются формулировки и т.д.), нужно обратиться за помощью к этому же человеку;
  • даже если за время похода ребенок вас «достал», необходимо преодолеть негативные установки и найти положительные черты характера у своего подопечного. Если это не удается сделать, обратитесь к Куратору Группы;
  • по объему письмо может быть небольшим, но оно не должно занимать меньше 2/3 страницы шрифтом 14 пунктов;
  • письмо печатается на компьютере, но подписывается от руки (С уважением и наилучшими пожеланиями, Инструктор лагеря «Большое Приключение» Иванов Иван).

Будучи несколько дней назад в Карелии, я попросил нашего «редактора» Яну Жданову рассказать о впечатлениях, которые ее посещают, когда она читает ВСЕ письма от инструкторов к родителям. Мне показалось, что она стала единственным человеком в лагере, который знает каждого ребенка. Передаю ей слово…

Я встречаюсь с ребятами три раза в день: утром, когда несколько групп уходят в многодневный поход; в обед, когда команды возвращаются из своих больших путешествий; и вечером, когда к огню Главного костра «Большого Приключения»  подъезжает автобус, а из него выпрыгивают две или три группы новичков. Мы приветствуем друг друга, фотографируемся и разбегаемся по делам: девчонки и мальчишки разгружать или, наоборот, загружать свои вещи, ну, а я – писать отчеты волнующимся родителям о великих туристских достижениях их детей. В течение дня мы пересекаемся с ребятами разве, что в столовой – каждый занят своими делами. И, кажется, дети уезжают из лагеря, так и не замеченные мною. Но это вовсе не так. Портрет каждого ребенка, который побывал в «Большом Приключении», раскрывается в строчках писем инструкторов.

На самом деле девчонки ничуть не уступали мальчикам

На самом деле девчонки ничуть не уступали мальчикам

Казалось бы, какое-то письмецо, какие-то лишние пару часов бумажной работы для инструктора, а на самом же деле – огромный труд, анализ ребенка, целого человека, с его характером, привычками, возможностями, с его душой и нравами. И все это надо уместить в десяток строчек. Возможно, я даже не вспомню, как выглядит тот или иной ребенок, зато во мне останется кое-что поважнее, другая память – кусочек души, частичка человека, его воля, порывы и его суть.

Но, чтобы понять, хранителем какого богатства я являюсь, нужно самому хоть раз прочесть эти строчки. Например, в письмах инструктора Дмитрия Малыгина я познакомилась с двумя необыкновенными ребятами – Николаем и Федором. Коля каждый день вставал раньше всей команды, ловил рыбу и приносил ее ребятам на завтрак. А Федор во время похода, когда катамаран сел на мель, единственный спрыгнул вместе с инструктором в воду, не побоявшись промочить ноги, и помог всей команде сняться с камней и двинуться дальше.

А благодаря письмам Константина Сальникова, я подружилась с настоящим джентльменом, которого зовут Павел. Паша во время однодневного похода проявил неподдельную заботу о девочке из своей команды: когда та рисовала флаг группы, а с тента, натянутого над палаткой на нее капал дождик, Паша подставил ладошку так, чтобы защитить девочку  от воды. Казалось бы, мелочь, а сколько на самом деле добра, души и воспитания кроется за таким небольшим поступком.

Или вот еще один случай. Мальчишка из группы Руслана Воронова во время похода заметил, что другая группа никак не может причалить к берегу. Так он, а зовут его, кстати, Иван, недолго думая, бросился на помощь неудачливой команде. Вот как бывает: человеку не нужно ни подсказок, ни времени на раздумье, он просто сердцем чувствует, что кому-то нужна помощь и сразу же делает добро.

Но я все о мальчиках, да о мальчиках. На самом деле девчонки им ничуть не уступают. Читая письма, я узнаю, что наши прекрасные девочки в походе порой проявляют огромную силу воли и характер более стойкий, нежели ребята: не жалуются ни на холод, ни на тяжелые рюкзаки, ни на промокшие ноги, а лучше всех управляют катамаранами, ставят палатки и разводят костры, подавая пример недогадливым мальчишкам.

Меня удивляет и завораживает то, какие разносторонние и интересные ребята приезжают к нам в лагерь. Одни учат других видеть и ценить красоту мира, другие своим оптимистичным характером, шутками и легким отношением к жизни поддерживают весь отряд, когда ни у кого нет сил идти дальше. Третьи оказываются настоящими ораторами, умеющими словом заставить всю команду бороться до конца. Или же я знакомлюсь с ребятами-художниками, ребятами-поэтами, ребятами-композиторами, рисующими картины, пишущими стихи или музыку. И все это благодаря письмам!

Только поход помогает ребенку познать самого себя

Только поход помогает ребенку познать самого себя

И у меня возникает вопрос: знают ли родители о том, какие у них замечательные дети, на что они способны ради друзей, а порой и ради совершенно незнакомых людей? В нашем лагере почти каждый проходит  проверку на характер, человечность и умение дружить. И, несмотря на то, что с ребятами всегда рядом инструктор, каждый из них все равно понимает, что именно от его вклада зависит успех всей команды. И я думаю, что поход и только поход помогает детям полностью раскрыться и познать самого себя: на что они способны, на что им хватает сил, а над чем еще стоит поработать. А письма из «Большого Приключения» – это тонкая, но очень важная ниточка, связывающая детей и родителей,  которые смогут по-другому взглянуть на своего ребенка и узнать его с совершенно иной стороны.

И в заключение, просьба к родителям. Дорогие друзья, для нас очень важна ваша оценка эпистолярной работы наших инструкторов. Расскажите здесь, на сайте, или в наших группах соцсетей о том, какие эмоции вы испытали, получив письмо из «Большого Приключения». Вдруг это просто моя фантазия и то, что было хорошо тогда – давно, вовсе не актуально теперь – сегодня. Ждем ваших комментариев.

 


Комментарии
  1. Татьяна

    Мы получили письмо, очень быстро!
    23 июня сын вернулся из Карелии, а в первой половине августа я уже с нетерпением распечатывала фирменный конверт БП)) Наверно, к питерцам письма доходят быстрее, всё-таки мы ближе к Карелии))
    Большое спасибо нашим инструкторам (Екатерине Мельник и Екатерине Халяпиной) за оперативность и теплые слова о моём сыне! А главное, объективные! Да-да, девушки «между строк» смогли подсказать, над чем ему надо работать, хотя я и так об этом подозревала. Но, взгляд со стороны никогда не помешает! Ещё раз спасибо)

  2. Юлия

    Письмо получено, спасибо большое!

  3. Андрей Кловак
    5

    С нетерпением ждем письмо, Кловак Стефан заезд 20161230KWNG
    Можно дубликат на электронку, как после летнего заезда, а то наша почта видимо не справляется с таким количеством писем для БПэшников )))

  4. Ольга

    Добрый день, а мы письмо так и не получили. Хорошо, что я сыну и не рассказывала про то,что его должны прислать :((((

    • Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Письмо продублировали Вам по электронной почте. Спасибо за ожидание!

1 6 7 8
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*