СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Подводим итоги новой программы
1

Подводим итоги новой программы

В новой летней программе для самых юных путешественников краснодарского «Большого Приключения» приняли участие 90 мальчишек и девчонок от 10 до 12 лет. Эскизом 14-дневного приключения «Экспедиция в Затерянный мир» стал знаменитый сюжет Артура Конан Дойля, который мы попробовали расцветить туристскими и педагогическими красками.

Приехав в горный лагерь, участники всесторонне готовились к экспедиции: в течение 7 дней изучали азы походной жизни, принимали участие в мастер-классах, занятиях на командообразование, творческих мероприятиях, подтягивали свою спортивную форму. А затем, одним прекрасным утром, под воодушевляющий марш путешественники с гордым видом отправлялись в четырехдневную экспедицию, приглашение в которую они получали от самого профессора Челленджера!

Путешествуя в предгорьях Большого Кавказа, ребята посещали окрестные достопримечательности и с большим интересом обнаруживали свидетельства существования Затерянного мира – дольмены и окаменелые останки древних моллюсков.

Вперед – к открытиям!

Вперед – к открытиям!

Возвратившись в базовый лагерь, ребята принимали участие в самом настоящем научным конгрессе, где представляли доказательства существования затерянного мира в долине реки Кизинка.

Путевые дневники, которые велись ребятами в Журналах групп, наблюдения за детьми инструкторов, говорят, что программа удалась. И, прежде всего, это подтверждают отзывы детей. Процитирую два:

Вася Замятин, 12 лет:

– Если бы меня спросили, пойду ли я в более сложный поход, я бы ответил, что, конечно, да! Мне понравилось в экспедиции! Я научился ходить ставить палатку, разжигать костер и еще много чего. Больше всего в экспедиции мне запомнилось, как мы искали клад племени испов, когда-то живших в дольменах! Я поначалу не верил, что мы его найдем! Но мы нашли его – это были древние аммониты! Нам рассказали, что это большая удача – что им больше 150 миллионов лет! Я обязательно сохраню его!

Мария Набокова, 11 лет:

– Все занятия, в которых мы принимали участие, были полезны. Больше всего мне запомнилось, как мы переходили вброд горную реку. Со всеми трудностями в экспедиции я справлялась, потому что мне помогали мои друзья и сплоченность команды! В походе я была ответственной за снаряжение, инструкторы похвалили меня, сказав, что всю свою работу я сделала правильно! А еще для меня было открытием, что вся походная еда легкая и вкусная!

Были дети, которые не понимали назначения тех или иных вещей, оказавшихся в их рюкзаках и чемоданах. Один мальчик и вовсе категорически не признавал свои вещи – говорил, что ему их подкинули.

Инструктор «Большого Приключения», и социальный педагог по образованию, Мария Рослякова уверена, что впечатления от программы – как, и вообще, от каникул проведенных в любом оздоровительном лагере, – во многом зависят от того, как сами родители подготовят ребенка к поездке.

– В моей группе было три девочки и семь мальчиков в возрасте от 9 до 11 лет. Несколько ребят уже побывали на программах в «Большого Приключения» в Карелии, некоторые бывали в традиционных «пионерских» лагерях, остальные впервые оказались так далеко от родителей. Заранее никто из ребят друг друга не знал. Но уже спустя несколько часов, в поезде, ребята активно общались друг другом.

В лагере все было непривычно. Поначалу ребята смотрели на все широко открытыми глазами, уточняли для чего нужны те или иные вещи. К примеру, деревянные поддоны под палатками у них ассоциировались с шезлонгами для загара. В этом возрасте дети большие «почемучки», они постоянно задавали вопросы, на которые нам, инструкторам, приходилось отвечать очень четко и содержательно. Как только в их головах вопросы соотнеслись с ответами – сразу пропала тревожность, ребята быстро адаптировались к новым условиям жизни.

Доклад к научной конференции по Затерянному миру готов.

Доклад к научной конференции по Затерянному миру готов.

Однозначно работать с этими ребятами очень интересно! Они все приезжают как чистый лист, всего хотят, у них горят глаза, на все происходящее вокруг смотрят с открытым ртом. Я отметила некоторые отличия работы с детьми этого возраста в сравнении с более старшими подростками (13-16 лет):

Во-первых, у них еще слабо развито чувство собственной безопасности: многие из них грязными руками могут тереть глаза, хвататься за горячие предметы и т.д.

Во-вторых, они большие непоседы, им сложно долго концентрировать внимание на каком-либо действии. Все занятия, все общение нужно преподносить в игровой форме. Даже инструктаж по технике безопасности мы продумывали для них в форме загадок.

Детей этого возраста нужно постоянно учить самым простым вещам, причем не только туристским. В первый день экспедиции дежурные вызвались самостоятельно приготовить обед. В результате, мы получили шесть очищенных картофелин, две морковки и три порезанных пальца. Возникла дилемма: дальше еду готовить только взрослым (инструкторам) или, перевязав детям пальчики, продолжить их учить. Вместе с командой, единогласно, был выбран второй вариант.

Еще вначале смены инструкторы перебрали вместе с ребятами все вещи, которые им дали в дорогу родители. Были дети, которые не понимали назначения тех или иных вещей, оказавшихся в их рюкзаках и чемоданах. Один мальчик и вовсе категорически не признавал свои вещи – говорил, что ему их подкинули.

Конечно, многое зависит от того, как родители настроят ребенка на поездку, насколько подробно смогут рассказать, что его ожидает. К примеру, в соседней группе был мальчик Дима, который узнал, куда он приехал только в самом лагере. Новость о предстоящем путешествии с рюкзаком за плечами стала для него стрессом, и разрешить эту ситуацию получилось только при участии психолога-куратора.

Путь в Затерянный мир и далек, и долог.

Путь в Затерянный мир и далек, и долог.

В моей же команде ребята были подготовлены родителями к тому, что их ожидает, участием в экспедиции все грезили! В нашей команде был мальчик, который заранее, еще в Москве вместе с родителями, подробно изучил информацию о дольменах, подготовив целый доклад! Он мечтал их посетить, рассказывал о них другим участникам команды, зажигал своим энтузиазмом. Это очень здорово, когда инициатива идет не только от инструктора, но и когда ребята сами рассказывают что-то познавательное, мотивируют друг друга на новые знания и открытия.

Самые главные трудности, которые испытывали ребята, были в первую очередь связаны с движением по маршруту. Детям было сложно привыкнуть к тому, что на привалах пить нужно понемногу, маленькими глоточками. Ребята стремились осушить сразу всю литровую бутылку!

Сильно отличался и темп движения по маршруту. Переход от привала к привалу занимал 15-20 минут (вместо обычных в туризме 45-50 минут), затем 10 минут отдыха. Для многих было просто непривычно много ходить, несмотря на то, что в рюкзаке лежали только личные вещи ребенка и его вес редко превышал 5 кг.

Инструкторам приходилось постоянно отвлекать внимание участников. Мы с ребятами пели песни, что-то сочиняли, рассказывали друг другу разные истории, играли в игры. Как только дети включались в общий процесс, отвлекались, то сразу забывали обо всех переживаниях и шли дальше. Но стоило кому-нибудь потерять концентрацию, как ребенка накрывало волной усталости и апатии.

Ребятам нравилось делать все, что делают взрослые. У нас никогда не было проблем с выбором того, кто будет собирать дрова, или тем более их пилить! Интересный пример: папа одного из наших участников работает в МЧС. Поэтому все, что связано с организацией привала, натягиванием тента, завязыванием узлов, было для него самой радостной работой. «Я тоже умею делать как папа…» – повторял он.

Юных исследователей приходилось все время развлекать, скучающие путешественники мгновенно теряли внимание.

Юных исследователей приходилось все время развлекать, скучающие путешественники мгновенно теряли внимание.

Что касается самых ярких впечатлений, то у мальчиков – это посещение пещер, дольменов, восхождение на скалу Кизинчи. Девочек больше воодушевляли красивые пейзажи, приготовление различных походных «вкусняшек». Всем ребятам было интересно наблюдать за встреченными в пути животными, начиная от коров и овец, заканчивая различными насекомыми, ящерицами, бабочками… Увидев зеленые поля на склоне они хором воскликнули: «Это что, заставка для «Виндоуз»?»

Подводя итоги, как педагог, я могу сказать, что программа однозначно была полезна и актуальна. К концу экспедиции ребята стали значительно выносливее, могли пройти целый переход без остановки. Они заметно прибавили в самостоятельности. Дети стали сами, без напоминания, умывались по утрам, выполняли все гигиенические процедуры, собирали лагерь, готовили завтрак. При ухудшении погоды без подсказки надевали дождевики и теплую одежду.

Взаимоотношения между детьми здесь также складываются иначе, нежели в классе, школе. В конце программы ребята становятся командой, они пропитываются духом коллективизма. И такой опыт очень ценен. Участники начинают больше думать о друге рядом, нежели о себе, своих переживаниях, неудобствах. В последний вечер ребята без подсказок инструкторов обсуждали, как помочь дойти до автобуса девочке, которая натерла большую мозоль.

В этом возрасте, который является предвестником переходного периода, важно получить понимание того, что не все за тебя сделают взрослые. И чтобы что-то получить, ты должен постараться и поработать сам. Будь то приготовление ужина или установка палатки. Дети часто не понимают, зачем их заставляют делать те или иные вещи в «обычной» жизни: ходить на тренировки, заниматься с репетитором. «Что посеешь, то и пожмешь» — в путешествии смысл этой поговорки открывается для них полностью. Дома этот опыт ребенок сможет перенести и на учебу, и на секции, на любую сферу жизни.

Аммониты – сувениры Затерянного мира.

Аммониты – сувениры Затерянного мира.

– Я долго представляла себе, как будет выглядеть лагерь, – 11-летняя Аня Фоминых подтверждает выводы нашего инструктора. – Но приехав сюда, лагерь разрушил все мои ожидания, он оказался лучше всех ожиданий! Мне очень понравилось в экспедиции, у нас была хорошая команда «Эверест» и инструкторы – Аня и Алена! Мне кажется, что я стала тверже, упрямее и сильнее! Больше всего мне запомнилась легенда о Затерянном мире, пещера Зубащенко и вечерние мероприятия!

Итак, проанализировав все отзывы, мы пришли к выводу, что цели и задачи новой программы «для самых маленьких» были достигнуты. Мы получили опыт проведения активных путешествий для детей 10-12 лет, которые серьезно отличается от походов со старшими подростками. Будущим летом мы уточним некоторые организационные моменты. Например, размеры рюкзаков, которые зачастую были велики детям, несколько пересмотрим учебный план в базовом лагере, добавив больше активных и творческих занятий, скорректируем маршрут. Но нам важно знать и мнение родителей. Просим в комментариях ответить на два вопроса:

  1. Заметили ли вы изменения в детях, после их возвращения из «Большого Приключения»? И если да, что, по вашему мнению, повлияло на это?
  2. Что бы Вы посоветовали нам улучшить/изменить/добавить в программе «Экспедиция в Затерянный мир»?

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Комментарии
  1. Мария
    5

    Ребята! Какие же вы молодцы!!!!! Спасибо, что помогаете нашим детям расти, видеть и понимать окружающее, накапливать жизненный опыт, учите добру!!! Будьте счастливы!!!

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*