15.11.2016

Географический диктант

Второй Всероссийский географический диктант пройдет 20 ноября во всех 85 субъектах Российской Федерации. К приему желающих проверить свои знания, по как сообщает сайт РГО, готовится 1500 специальных площадок: в вузах, школах, библиотеках, научных институтах.

Лидером по количеству пунктов проведения образовательной акции является Республика Саха (Якутия), где диктант будут писать на 650 площадках. В Санкт-Петербурге будут работать 30 площадок, в Краснодарском крае – 18, в Карелии – 3, в Крыму – 2.

В Москве к приему участников акции готовится 52 площадки. Основным местом контроля знаний станет географический факультет МГУ в главном корпусе университета на Воробьевых горах.

Матвей Шпаро проведет географический диктант в московской школе.

Матвей Шпаро проведет географический диктант в московской школе.

В течение 45 минут участникам предстоит ответить на 30 вопросов, посвященных, в первую очередь, географии России. Один из главных принципов проведения диктанта – анонимность, каждый участник получит уникальный идентификационный номер, по которому позже сможет узнать свой личный результат на официальном сайте РГО.

Матвей Шпаро проведет географический диктант новой школе № 2120 в пос. Московский ТиНАО.

– Трудно было бы ждать от путешественника чего-то кроме безоговорочной поддержки такого мероприятия, – считает создатель «Большого Приключения». – Я уверен, что такие акции надо проводить, надо ломать голову над интересными вопросами, мысленно бродить по карте своей страны и мира. Потому что мы живем на этой земле и обязаны знать ее, любить ее и заботиться о ней.

В первом Всероссийском географическом диктанте, состоявшемся в ноябре прошлого года, в общей сложности приняли участие около 72 тыс. человек. В числе главных задач образовательной акции – независимая оценка географической грамотности россиян, мотивация граждан к изучению географии своей страны.

Реальность мегаполиса чаще всего отказывает нам в таком способе познания окружающего мира. Значит, надо прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы дети понимали, что география – это не только контурные карты, учебники и энциклопедии, что это реальность, причем весьма интересная.

Штука это, прямо скажем, нужная, занятная и грустная одновременно. Почему? Да потому что, вы-то, может, и не поместите белых медведей в Антарктиду, а вот ваши дети почему-то ищут пингвинов в районе Северного полюса. И это не шутка – вопросы о пингвинах нам регулярно «прилетают» от школьников, с которыми мы встречаемся и рассказываем о молодежных экспедициях на Северный полюс.

Давайте немного порассуждаем о географии, о том месте, которое она занимает в нашей жизни и в головах наших детей. Для начала несколько фактов.

На обложке каждого второго романа, написанного в стиле фэнтези, есть карта. Это карта несуществующей страны, придуманной автором, будь то Нарния или Средиземье. Дети с удовольствием рассматривают волшебные острова, мысленно следят за маршрутом героев. Это не плохо, не хорошо, это просто так есть. Плохо – это когда ребенок знает, как хоббитам пройти в Мордор, и представления не имеет, что Башкирия – это часть России, что Хабаровск – не украинский город, а там Харьков, просто в названиях буковки похожи, что плато Путорана – это наше богатство и ни в какой Латинской Америке его искать не надо.

Похожая ситуация с компьютерными играми. Дети строят свои виртуальные империи, прекрасно ориентируются в картах неведомых миров, защищают свои замки от несуществующих врагов, но понимают ли они, где проходят границы их родной страны и от кого ее, возможно, придется защищать? Есть ли невиртуальный патриотизм в сердцах детей, если они элементарно не знают географию своей страны?

Цивилизация и прогресс очень помогают нам жить, да вот только всегда есть обратная сторона медали. «Маршрут построен» любезно сообщает навигатор, а ребенок, уткнувшийся в планшет на заднем сидении машины, ни малейшего представления не имеет ни о своем городе, ни, порою, о своем районе. Ура, все включено: трансфер и полная беспомощность на местности.

А между тем, если мы не будем знать географию, мы погибнем. Без географии нет экологии, а значит, нет будущего. География – она из самых прикладных наук, одна из самых нужных. Мы топчем Землю, не зная о ней ничего.

Поэтому географические знания надо внедрять всеми возможными способами: диктантами, просветительскими фильмами, и главное – путешествиями, которые школьники должны совершать своими ногами. Тогда они будут знать и беречь не виртуальные империи, а свой родной край.

Банально звучит, но практическое изучение географии нужно начинать со своей малой родины. Что за география только за партой?! Величайшие педагоги всех времен совершали с учениками прогулки по окрестностям, и в этом было все: и воспитание любви к родному краю, и смена деятельности как лучший отдых, да и элементарное оздоровление, в конце концов. Реальность мегаполиса чаще всего отказывает нам в таком способе познания окружающего мира. Значит, надо прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы дети понимали, что география – это не только контурные карты, учебники и энциклопедии, что это реальность, причем весьма интересная. Возможно, географический диктант – очень хороший повод начать работу в этом направлении.

Напишите географический диктант. Проверьте себя. А потом посмотрите, что там написал ваш ребенок. Работу над ошибками желательно делать вместе.

 

Географический диктант вместе с Матвеем Шпаро:
20 ноября 2016 года, с 12 до 13 часов.
Место проведения: ГБОУ «Школа № 2120» (Москва, пос. Московский, ул. Бианки, дом 9А) 
широта: 55.604118, долгота: 37.366009

 

 



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*