06.03.2012

Как стать лучшим…

Двенадцать лет существует детский лагерь «Большое Приключение», созданный, кстати, при активной поддержке «УГ». Уже в первые годы, мы поняли: главное в этом деле – качество работы инструктора. Они, инструкторы, – самые важные действующие лица, как в школе самая важная персона – учитель. Инструкторы должны получать нормальную зарплату, проходить качественную теоретическую и практическую подготовку и переподготовку и т.д.

Есть инструкторы, которые работают в лагере много лет и неизменно получают самые высокие оценки в детских анкетах. К числу таких, относится Владимир Радионов из Донецка, статьи, которого не один раз печатались в «УГ». По-моему простые рекомендации Радионова, публикующиеся ниже, хороши в общем-то для всех, кто работает с подростками.

Дмитрий Шпаро,
директор Клуба «Приключение»

 

У каждого инструктора в лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро есть свой стиль, свои принципы общения с детьми, свои профессиональные  «хитрости». Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться с читателями своими приемами общения с ребятами от 12 лет и старше, которые я использую в работе.

Посвящение в путешественникиЛичный пример. Это главное «оружие» педагога. Дети очень часто слышат от взрослых, что нужно держать слово, не обманывать, быть честным с собой и окружающими. К сожалению, мы, взрослые, не всегда сами соответствуем этому — говорим детям, что курить вредно, а сами курим; говорим, что обманывать плохо, а сами на глазах у детей можем соврать. Например, когда опаздываешь куда-нибудь из-за своей нерасторопности, а по телефону говоришь, что застрял в пробке, или когда говоришь, что на катамаране во время сплава все должны быть в касках и в спасжилетах, а сам их не надеваешь, мол «я – инструктор, мне можно». Дети всё это видят и делают вывод: можно говорить одно, делать другое. Верно и обратное. Если дети всё-таки встречают в своей жизни человека, у которого слова соответствуют делам, то он получает от них, как минимум, большое уважение.

Относитесь к детям, как к коллегам. Говорят, что Александр Македонский в пустыне у колодца становился в одну очередь с солдатами за живительно водой. Суворов ел солдатскую кашу вместе со всеми. Эти полководцы прекрасно понимали, что принцип равного отношения является наиболее значимым в коллективной работе. Плюс ко всему этот же принцип – отличное лекарство от высокомерия. Достижения этих великих людей остались в истории, почему бы и нам не использовать их опыт в своей работе?

Не давать невыполнимых обещаний. Если что-то сказал – держите слово. При возникновении определенных доверительных отношений между инструктором и детским коллективом нередки случаи, когда ребята решаются попросить и сделать что-либо не соответствующее правилам. Например, порыбачить после отбоя. В этих случаях вы должны четко оценивать свои возможности и ни в коем случае не давать пустых обещаний, заранее зная, что они неосуществимы. Ваша честность превратится в основу хороших отношений, а недовольство ребят будет, скорее всего временным. Попытка же «отмазаться» от своих обещаний создаст вам соответствующий имидж, будет стоить потери части ребячьего доверия. В то же время, если дети обращаются с реальными и интересными предложениями, то нужно стараться всячески их поддержать и сделать всё возможное для осуществления.

Не бойтесь признавать своё незнание. Особенно это актуально для инструкторов-новичков, когда знание теории еще не подкреплено навыками практической работы. Это может касаться сборки незнакомой модели катамарана или прохождения впервые тех или иных участков рек. В таком случае лучше честно описать ситуацию ребятам и
попросить их помощи и понимания. И когда на маршруте вдруг вы немного заплутаете или не найдете подходящей стоянки и станете на ночевку в зарослях багульника, то у вас будет определенный кредит детского доверия, а не нервные возгласы и упреки.

Автор и его командаОбращайтесь к детям с просьбами, а не приказами. Среди существующих стилей управления в походах наиболее целесообразно использовать демократический стиль, когда большинство решений принимается сообща и у каждого есть возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Просьба ведь сама по себе уже содержит возможность выбора – согласия или несогласия. Приказ же требует неукоснительного исполнения. И если вдруг ребенок откажется его выполнять, единственным выходом будет повышение голоса, что станет неприятным минусом для вашей репутации лидера. Конечно, это не касается ситуаций, связанных с безопасностью в походе, когда во избежание ЧП приказы должны выполняться неукоснительно.

Извиняйтесь, если поняли, что были неправы. Очень часто даже в повседневной жизни мы не просим прощения, даже если и осознали, что были неправы. Мы ощущаем дискомфорт от одной мысли об этом и предпочитаем оставлять всё «как есть», не утруждая себя словами извинения. Это касается не только конфликтов, но и «мелочей» – на кого-то незаслуженно накричали, кого-то случайно задели или обидели, толкнули, кому-то не уделили внимания. Эти «мелочи» копятся, и в итоге могут привести к обидам. Слова извинения, если вы осознали свою неправоту, создают здоровые отношения между людьми, помогают избежать «партизанской войны». Более того, стоит попросить прощения даже в том случае, если вы, так сказать, не правы частично. Извинитесь в профилактических целях, из вежливости.

Отмечайте успехи и старания детей. Что бы там не говорили, а любому человеку приятно, когда его старания и усилия замечают. Дети не исключение. Выполнив какое-либо поручение и получив благодарность, они в следующий раз с еще большим удовольствием справятся с заданием. Благодарность – один из мощных инструментов выработки у ребенка навыков социально-ориентированного поведения.

Осуждайте не ребенка, а его поступок. Поступки человека и его личность – не одно и то же. Между ними лежит огромный пласт привычек, жизненных обстоятельств и мировоззренческих позиций. Приведу пример. Человек курит и отлично понимает пагубность курения, но никак не может избавиться от этой вредной привычки. Внутреннее стремление избавиться от курения – уже немало, если назвать такого человека «слабовольным», то это может его обидеть и перечеркнуть все другие позитивные начинания и усилия. С детьми – то же самое. Ребенок нуждается в добром отношении и понимании особенно тогда, когда он меньше всего этого заслуживает. А это как раз и достигается адекватной оценкой его поведения, а не его личности.

Владимир РадионовБудьте внимательны. Мониторинг отношений. Любая конфликтная ситуация, возникающая в коллективе, имеет стадии развития. Начало, зарождение может выражаться в виде пререканий, подколов и микрообид. Накапливаясь как снежный ком, мелочи и приводят к «взрыву». Умение распознавать мелкие противоречия и разобраться в них на начальной стадии – очень полезно. Это избавит вас от многих серьезных проблем, а детям подарит радость бесконфликтного общения. Как говорится, профилактика – это лучшее лечение.

Умейте разрешать конфликты. Если конфликт всё-таки достиг бурной стадии, то научитесь разрешать его, а не считать, что он сам рассосется. Сначала нужно просто успокоить конфликтующие стороны, усадить их вместе у костра и выслушать недовольства каждого. При этом главным условием разговора должны быть претензии к совершённым поступкам, а не к людям. Такое выяснение отношений намного быстрее приведет к положительному результату, чем взаимные оскорбления.

Формализуйте спорные ситуации. Старайтесь предугадывать эпизоды, в которых может разгореться конфликт, и максимально формализуйте их. Например, не очень приятную процедуру помывки котла после обеда, которую часто возлагают на дежурных, можно заменить на отдельное поочередное дежурство «по котлу». Тогда все будут знать свои обязанности, и не будет возникать споров и выяснения отношений из серии «я трудился больше, когда готовили еду, чем ты, поэтому мыть котел не буду».

Без сомнения, педагогика и управление детским коллективом кроме теоретических знаний требует практических навыков. Надеюсь, эти советы помогут вам.

 .

Владимир Радионов,
«Учительская газета», 20.03.2012 г.



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*