26.09.2011

Колоритное приключение

Представление об оздоровительном лагере у многих ассоциируется с пионерскими лагерями: деревянные домики, отряды, вожатые, линейки. Можно представить себе насколько мы – автор этих заметок и учитель-дефектолог М.А. Кияненко – были озадачены, узнав, что пребывание в карельском лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро приближено к экстремальным условиям.

Наши переживания касались воспитанников, ведь учащиеся школы-интерната в составе целой команды дальше Подмосковья не выезжали. Все экскурсии были однодневными. Более того, дети никогда не жили в палатках, не сплавлялись на катамаранах, не готовили пищу на костре. Учитывая особенности каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью: слабую приспособляемость к новым условиям, соматическую ослабленность, эмоциональную неуравновешенность, мы предполагали с какими трудностями можем столкнуться в лагере… Но так было в прошлом году! В этот раз половина старой команды – уже «корифеи» – вместе с новичками выезжали в «Большое Приключение» с неимоверным энтузиазмом. Надо отметить, что весь год в школе-интернате шло соперничество за место в будущей новой команде, в результате которого некоторые ребята расстались со своими вредными привычками, так как одним из условий зачисления в группу было отказ от них.

1 июля с Ленинградского вокзала наша группа отправилась до станции назначения «Сегежа». Надо отдать должное организаторам поездки: в пути следования группа была обеспечена всем необходимым – и медицинское сопровождение, и сухой паек, и удобные спальные места, и быстрый трансфер от станции «Сегежа» к лагерю. По прибытии администрация и персонал «Большого Приключения» тепло встречали нас у большого костра. Директор Юрий Бабинцев познакомил с инструкторами и психологами, которые будут с нами работать в дальнейшем, объяснил правила поведения в лагере, представил персонал. Его заместитель провел инструктаж по технике безопасности. После чего ребят проводили к месту нашей стоянки.

В течение первых трех дней мы проходили веревочные курсы, учились передвигаться по болоту, прошли курс спортивного ориентирования, преодолели полосу препятствий на велотреке, заготавливали дрова, разводили костры в сложных погодных условиях, ставили и разбирали палатки, обучались сборке катамаранов, делали пробные выходы на Мергубское озеро, на берегу которого стоит лагерь, тренировались в фигурном вождении велосипеда. Целью этого этапа было формирование команды, в которой каждый должен суметь подчинить свои интересы интересам общего дела. Нашим психологу и инструктору это удалось, используя очевидные конкретные ситуации и различные ролевые игры. Кстати я, как учитель физической культуры, очень много нового вынесла из этого курса для своей работы. Таким образом, стараниями детей и взрослых подготовительный этап превратился из полосы неудач, а, следовательно, эмоциональной неудовлетворенности, в ситуацию успеха и душевного комфорта. Наглядным примером в том, что командная согласованность является определяющим в управлении катамараном, послужили тренировочные выходы на озеро. Первый выход занял у нас много времени, хотя расстояние было минимальным. Все измучились и сильно устали.

Свободное время было посвящено обсуждению у костра проблем и достижений, рыбной ловле. Одновременно с этим ребята должны были позаботиться о сухой обуви и одежде для себя, приготовить котлы для вечернего чая, проследить за чистотой на стоянке, побороться с комарами в палатке.

Огромную действенную помощь в снятии психологического напряжения на этапе подготовки команды к выходу на маршрут оказали наши четвероногие друзья – сибирские хаски. В момент общения с собаками дети приходили в неописуемый восторг, их глаза светились радостью. Незабываемыми для ребят стали часы похода с собаками на соседнее озеро, когда у каждого была своя собака. С уверенностью можно утверждать, что кличку любимой собаки каждый из них будет помнить еще долго.

7 июля команда в полном снаряжении, с собственноручно изготовленным флагом, вышла на сплав, который был рассчитан на двенадцать дней. Его протяженность составляла 119 километров. На маршруте нас ждали 6 серьезных порогов.

Сначала мы испытали определенные трудности: нещадно палило солнце, ребятам было сложно сконцентрировать внимание на управлении катамараном в течение долгого времени. Даже физически подготовленные парни опускали весла. Только личный пример инструктора и сопровождающих помог поддержать боевой дух команды, и, конечно, очень положительно сказалась подготовительная работа, проведенная в лагере. Дети четко выполняли указания инструктора, стали более согласованными, физически сильные члены команды давали возможность во время сплава отдохнуть более слабым. Ссоры, пререкания, грубые выражения и слова сменились в экипажах песнями. Грести стало легче. При прохождении озер ребята проявляли упорство и выдержку, на порогах – слаженность и, удивительную для наших воспитанников, быстроту реакции. На стоянках под руководством инструктора дети ставили палатки, заготавливали дрова, разводили костер, готовили пищу, причем никому не надо было указывать, никого не надо было принуждать, каждый знал, что он должен был делать в определенной ситуации.

На стоянках и во время дневок ребята также получали массу полезной информации. С ними проводились занятия по ориентированию. За ночь мы с инструктором разработали целую легенду поиска клада, по которой каждый член команды имел возможность поработать с компасом, с естественными и топографическими ориентирами. Познавательно и весело! А красота необозримых просторов озера Момсаярви придавало особый колорит нашему приключению.

Также на маршруте ребята учились оказывать первую медицинскую помощь, переносить пострадавшего, страховать на воде, вязать узлы и ещё всяким кулинарным премудростям.

В том, что команда действительно состоялась, мы окончательно убедились во время проведения катамаранов по порогам против течения. Именно в этой ситуации малодушие одного человека могло дорого стоить всей группе. Ребята с достоинством прошли и это испытание. К месту окончания маршрута мы прибыли вовремя. Казалось бы все трудности закончились. Но вдруг небо заволокли грозовые тучи, грянул гром, засверкали молнии, посыпался град, который после сменился холодным ливневым дождем. В эти минуты перед командой стояли следующие задачи: разобрать катамараны, разбить бивуак, развести костер. Несмотря на смертельную усталость, все дружно взялись за дело.

А в конце маршрута для ребят было приготовлено самое интересное испытание – самостоятельный поход. Весь день команда без взрослых должна была двигаться по заданному маршруту, самостоятельно решать всякие задачи, в том числе — самим надо было разбить лагерь и приготовить пищу.

Интересно, что в итоге в нашем детском коллективе наметились определенные перестановки. Трудности и лишения похода сломили некоторых школьных лидеров, которые оказались слабы характером и неприспособленны к жизни в экстремальных условиях. И, наоборот, незаметные в школе ребята проявили свои лучшие бойцовские качества и сумели привести свои экипажи к намеченной цели.

В заключении хотим сказать большое спасибо организаторам проекта «Большое Приключение» Дмитрию и Матвею Шпаро, директору лагеря Юрию Бабинцеву, всему персоналу лагеря. Для воспитанников нашей школы-интерната участие в таком проекте имеет важное коррекционное значение: способствует дальнейшей социализации ребят, дает возможность научиться адекватно реагировать на любые жизненные ситуации, позволяет реально оценить свои возможности самоутвердиться и найти свое место в коллективе. Спасибо за то, что дали нам возможность каждый день открывать что-то новое, познавать доселе неизведанное, самосовершенствоваться, развиваться физически и духовно. Особенно мы благодарны нашим инструкторам – Юрию Ныркову и Николаю Воронову, за то, что они сумели стать для ребят друзьями, наставниками примером для подражания.

 

Лариса Владимирова
учитель коррекционной школы-интерната VIII вида № 68
«Московская правда», 12.08.2010 г.

 



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*