04.05.2012

Мста, мсты, мсте, мстой

Вторая часть ежегодного семинара по подготовке туристских кадров, организованного Клубом «Приключение» совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, прошла с 19 по 25 апреля на реке Мста в Нижегородской и Тверской областях. Из 52 слушателей, которые участвовали в первой части школы-семинара в марте, на Мсту прибыло 37 человек.

Школа-семинар инструкторов детского туризмаРека встретила прохладной, но ясной погодой. Снег по берегам почти весь сошел, но из-за распутицы проехать к намеченному месту начала похода не удалось. Поэтому лагерь разбили сразу за поселком Ножкино, на невысокой террасе, на краю пойменного леса. Отсюда до станции Мста (как раз на полпути между Бологое и Удомлей), куда должны были прибывать участники похода, было около 5 км.

Было видно, что на реке недавно был ледоход. По руслу плыли большие осколки льдин, наталкиваясь друг на друга, они застревали в протоках между островами. Отсутствие льда нас  обрадовало. Но, как оказалось, радость была преждевременной.  Проведя разведку реки ниже по течению, мы обнаружили в 6-7 км от лагеря ледяной затор, протяженностью более 10 км. А ниже – стоял еще нетронутый лед.

Стало тревожно. Что делать, если лед простоит еще несколько дней? Пришлось корректировать учебный план, но все обошлось: через два дня лед ушел, незначительно нарушив наше расписание.

Рано утром 19 апреля на станцию Мста прибыли участники учебно-тренировочного похода. И пошло, поехало Сборка катамаранов, причем разных моделей, их экипировка, а вечером – устройство лагеря и прочие дела.

Мастер-класс по технике греблиНа следующий день было запланировано начало сплава, но на реке еще стоял лед. Поэтому в первой половине дня прошли занятия, на которых участники осваивали азбуку техники водного туризма. Тема урока – прямой и обратный гребок. Это основа гребковой техники, фундамент навыков каждого туриста-водника. Без освоения этого приема сложно далее обучать управлению катамараном.

Залог успеха – в многократном повторении.  Раз за разом проходя контрольные точки на реке, траверсируя поток от одного берега к другому,  участники семинара оттачивали навыки в таком простом, но то же время сложном прямом и обратном гребке. После обеда решили проверить и закрепить навык непосредственно на сплаве. Прошли немного, но первые километры маршрута всегда повышают настроение, которое не смог испортить даже начавшийся к вечеру сильный дождь. Первый день завершился мастер-классом по премудростям ремонта катамаранов. Устроили небольшое соревнование: кто крепче заклеит надувной баллон, кто лучше зашьет оболочку, ну и на десерт – конкурс на приклеивание заплаток из ткани ПВХ.

К вечеру река полностью очистилась ото льда – отличная новость!

21 апреля – полноценный сплавной день. Дошли до поселка с романтическим названием Березовый Рядок и встали на краю удивительно соснового леса. Вечер посвятили основам ориентирования и топографии: бегали в лесу по азимуту, брали азимуты на предметы, готовились к завтрашним занятиям – ориентированию на воде.

Зачеты сдают не только в аудиторияхВоскресение 22 апреля стало самым интеллектуальным днем семинара. Курсантов ждало зачетное занятие по ориентированию на воде. Каждому участнику предстояло, спускаясь по реке, отметить на карте десять контрольных пунктов, которые были размещены по берегам. Занятие непростое! Точно, без ошибок, ткнуть карандашом в карту удалось всего четырем участникам. Что значит «точно»? Нарисовал точку в миллиметре от реального места КП – приемлемо, ошибся на 2 мм – начисляются штрафные баллы, а если промазал более чем на 6 мм, то КП считается не взятым. Не взял более половины КП – дистанцию не прошел, получи незачет. А неуд  по ориентированию – это серьезно! Неумение найти правильный путь может привести на воде к плачевным последствиям. Можно заблудиться в карельских озерах, можно без подготовки попасть в сложный порог, а дальше… как судьба распорядиться. Но на сборе с дистанцией справились все. Со штрафами, но зачеты получили!

Понедельник – день тяжелый. Физически. Слушателям предстояло намолотить веслами большой километраж. Для усиления эффекта каждая учебная группа транспортировала «пострадавшего». Сразу за деревней с интригующим названием Девкино учебные группы были остановлены. Каждой было объявлено, что у них появился травмированный с закрытым переломом бедра и транспортировать его необходимо до поселка с забавным названием Жадины, а это — более 20 км. В районе поселка всех ждало сложное препятствие, которое группы было вынуждены обносить около 1,5 км.

Обнос препятствияОбносили прямо через деревню. Вот где рождаются легенды! Местные жители судачили: «В прошлом году проносили на носилках трех человек, а в этом уже четверых несут. Что происходит! Что происходит!»

Тяжело? Да, тяжело. Но зато каждый почувствовал, что его может ожидать, если в реальном походе придется выпутываться из похожей ситуации. Зато к вечеру радовались, что наконец-то дошли до настоящих порогов! И даже проскочили Малый порог, и даже все классно зачалились на сильном быстротоке! Вот где сказались дни напряженных тренировок и бессчетных повторов: отчалили-причалили, отчалили-причалили… На десерт – занятие по метанию «морковки» со спасконцом. Тут ничего сложного – бери и кидай.

24 апреля – самый классный день. Весь день занятия на порогах, что может быть лучше! Вроде бы все одно и тоже – мощные бочки, валы, развороты, повороты, траверсы, чалки лагом, полулагом, кормой – но сколько эмоций, эмоций, эмоций… Все идет на «Ура!». В первых попытках у многих растерянность – где я нахожусь, что надо делать? – но постепенно приходит осмысленность в действиях и уверенность в своих силах.

Во второй половине дня отработка страховки с берега и с воды и зачет по метанию спасконца. Выяснилось, что на первый взгляд простое упражнение, трудно сдать. То «морковка» не долетает до цели, а если и долетает, то не попадает в цель. Кидали до кромешной темноты, но все равно зачет получила только половина участников. Так что этот элемент запишем в домашние задания.

25 апреля – день грустный, окончание похода. С утра экзамен. Сдали все. Потом скоростной сплав до города Боровичи через все пороги и шиверы. 25 км драйва!!! Ну, а заканчивается все общей фотографией на фоне красивого моста через Мсту.

А на следующий год все снова…

Юрий Бабинцев,
начальник школы-семинара,
директор лагеря «Большое Приключение»



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*