03.08.2012

Партнеры-единомышленники

Когда много лет работаешь над каким-то проектом, взгляд несколько замыливается и порою бывает трудно, как говорит русская поговорка, «за деревьями увидеть лес». Чтобы взглянуть на собственную деятельность сторонним свежим взглядом, мы решили побеседовать со своими друзьями и партнерами – специалистами Фонда «Виктория». На наши вопросы отвечали руководитель программы «Знаю. Умею. Могу» Ольга Лобачева и менеджер программы Татьяна Кубаткина.

Команда школы-интерната № 3 г. Кирова – Почему именно «Большое Приключение»?

Мы работаем с детскими домами по всей России, хорошо знаем и понимаем специфику наших подопечных. Нам важно было отправить детей не просто в лагеря отдохнуть, сменить обстановку. Как-то мы сразу почувствовали, что походы – это самое лучшее для детей, которые живут в запрограммированных условиях детского дома. Взять, к примеру, такой простой момент как приготовление пищи. Наши подопечные привыкли получать все готовое. По СанПиНам детям на кухню доступ закрыт. Конечно, педагоги пытаются что-то делать – проводят специальные уроки в отдельных кабинетах, но разве это сопоставимо с походами, где приготовление пищи – это вопрос выживания! Там, в детдоме, зачастую тебе сказали – в одно ухо влетело, в другое вылетело, а в путешествии это так зримо, осязаемо, важно, что именно закрепляется как навык. Так что необходимость самим, с нуля организовывать свой быт – это замечательно!

Следующий немаловажный аспект – простор, жизнь на природе, под открытым небом. Ребята привыкли к замкнутому пространству, и путешествие для них – настоящий прорыв! Они видят Россию, открывают новый мир. Для детей из Краснодара или Челябинска Карелия – это нечто совсем особенное, другая, необычная природа, белые ночи.

Команда школы-интерната для детей-сирот из г. Сосновка Кировской обл.Третий момент. Таким ребятам очень важно проявить себя, доказать, что они – хорошие. Потому что на них висит этот комплекс вины за собственную неполноценность: меня бросили, оставили, потому что я – плохой. В «Большом Приключении» им есть, в чем проявить себя: один сбор мусора в рамках экологической программы чего стоит! Может, у них нет пока понимания важности чистоты окружающей среды, но есть желание проявить себя, сделать лучше других, а через это придет и осознание остального. Нельзя забывать и про чудесных собак! В детских домах никакие животные обычно не приветствуются (за редким исключением), потому что антисанитария, СанПиНы опять же… А здесь детям предоставляется редкая возможность – пообщаться с собакой, позаботиться о ней.

– Как ваши подопечные попадают в лагерь?

В этом году едут дети, проявившие активность в дистантных конкурсах (мы связываемся с ними и получаем результаты работ через Интернет). Так что поездка в лагерь – это и поощрение, и стимул к дальнейшей работе, все это уверенные шаги к успешной социализации ребят в будущем.  Мы вообще поддерживаем социальную активность и инициативу детей. «Знаю. Умею. Могу» – «ЗУМ» – название программы было выбрано путем многочисленных обсуждений и, как нам кажется, очень точно отражает суть. Зум в фотоаппарате – это средство наведения фокуса, способность выделить главное в картинке жизни. Социализация воспитанников детских домов – очень большая проблема. Они не привыкли к самостоятельным действиям, мы предлагаем им самим разработать проект и помогаем с его материальным обеспечением. Вышивка – пожалуйста, материал, нитки, батик. Захотели девчонки, начавшие приобретать профессию парикмахера, стричь местных пенсионеров – мы помогли обустроить кабинет. В Таганроге дети труппу кукольного театра организовали и ездили выступать в разные учреждения, в начальную школу – мы им комплекты кукол подарили. Реализация социальных проектов влияет и на детей, и на педагогов: с одной стороны, конечно, возникают новые отношения на базе нового дела, это помогает снять синдром эмоционального выгорания у педагогов, с другой стороны, взаимопонимание выходит на совершенно другой уровень.

– Какие впечатления у детей от лагеря? Меняются ли сами подростки после участия в программе «Большое Приключение»?

Конечно, дети меняются. Иногда эти изменения очень наглядны. Например, мы встречаем в Москве группу до лагеря – ругаются друг с другом, девочки мальчиков иначе как «дураками» не называют. Встречаем по возвращении – словно другие дети, настоящие друзья. Однажды, кто-то посмотрел фотографию наших ребят на берегу карельского озера и сказал: «Да вы туда, наверно, самых лучших отбираете!». Но мы ответили: «Нет, это там они становятся лучше!». Конечно, очень многое зависит от педагога, который везет детей. Если значимый для них человек ноет и жалуется, дети тоже начинают ныть и жаловаться. Но с педагогами в регионах мы тоже работаем, например, с тренерами и учителями физкультуры в детских домах – мы их поддерживаем материально, морально. Это дает большой эффект: люди видят, что их работу ценят. Но вообще большинство учителей, которые приезжают в лагерь с детьми – энтузиасты, они очень открыты для новой информации, для общения, для обмена опытом, им все интересно. Поскольку они из провинции – они не пресыщены, такая поездка для них сама по себе значительное событие. Хотя все по-разному: взять, например, калининградцев. У них Европа под боком, куда они только не ездили – в Польшу, в Германию, но после поездки в «Большое Приключение» все равно были в шоке, говорят «Не ожидали, что в России может быть так интересно!». Так масштабно мы работаем с Клубом «Приключение» второй год: в прошлом году смены длились 14 дней, в этом – 21, то есть и поход стал существенно длиннее. И многие наши подопечные обрадовались, что они дольше будут в «Большом Приключении»!

Екатерина Колесникова.



Послесловие директора Клуба «Приключение»
Дмитрия Шпаро

Мы ценим сотрудничество с фондом «Виктория»; испытываем огромное уважение к его работе. Мы видим, как по-доброму и заботливо люди из фонда относятся к детям. В прошлом году по «линии Виктории» у нас в лагере побывали ребята из 8 детских домов 6 регионов России, всего 98 подростков. В нынешнем году все эти числа удвоились: число детских домов – 19, регионов – 11, детей – 200. И время пребывания в лагере увеличилось в полтора раза – с 14 до 21 дня.

Такой рост объясняется тем, что, занимаясь с детьми в Карелии в этом году, мы выполняем еще задание пензенского Государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Ведем научно-исследовательскую работу «Апробация инновационных программ и технологий отдыха и оздоровления детей на основе профильного лагеря (туристско-спортивный палаточный лагерь для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Деньги выделило Министерство образования РФ. Так что от имени детей благодарим не только фонд «Виктория», но и Пензенский университет, и Министерство образования.



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*