31.01.2012

Старшие и младшие

Не  было ничего необычного. Был снег, был дискомфорт от холода, ветра и усталости, был жаркий огонь, собирающий детей вместе и ожидаемый всеми с нетерпением ужин. Так бывает в любом походе. Особое впечатление о путешествии обычно создают не условия, а те люди, с которыми ты отправляешься преодолевать трудности и наслаждаться сделанной работой. Походы бывают разными, но всегда важно вынести и осмыслить опыт, который приобретаешь за время путешествия. Эту мысль я и хотела донести своим юным спутникам.

С ними я работаю с сентября прошлого года. Они учатся в 22-й московской школе-интернате II вида, это значит – для детей с нарушением слуха. Некоторые из них уже бывалые походники, другие шли зимой впервые.

Я читала, например, в книге Виктора Дихтярева «Вся жизнь – поход», что в походах легко реализуется очень понятная идея преемственности: от старших – к младшим. Не раз наблюдала эту преемственность и сама. Сейчас, в лыжном походе, это происходило очень ярко. В группе было восемь ребят: один юноша и семь девочек. Все переживали, что Вове придется нелегко: нести тяжелые вещи, выполнять более тяжелую работу, заботиться о девчонках. И ему действительно было непросто.

Вова, Арина и Настя – самые старшие в нашей команде. Вова и Арина – полярники. Те, единственные в Москве, два молодых человека с нарушением слуха, которые побывали в Арктике, и дошли на лыжах до Северного полюса в составе молодежной экспедиции под руководством Матвея  Шпаро и Бориса  Смолина. Они демонстрировали постоянную готовность помочь остальным ребятам, они готовили самую вкусную кашу, они быстро разводили костер и, казалось бы, не испытывали усталости.

Настя приехала в Карелию впервые. Новичок. Ее мечта встать на лыжи наконец-то сбывалась. Хотя сугробы, постоянная необходимость тропить лыжню, чтобы упряжка собак могла проехать, отсутствие опыта – казалось, угнетали ее, но когда мы уезжали домой, она сказала: «Знаешь, Люда, я вернусь!» Мне, как педагогу, это было важно услышать: может ли сказочная природа Карелии и тяжелые условия похода позвать вновь?

Были у нас две совсем юные девочки – Юля и Настя младшая. На них я ориентировалась, задавая темп движения группы. Девчонки постоянно падали в сугробы, теряли силы, но шли дальше. На третий день у Насти сломались лыжи, и оставшуюся часть пути в тот день ей пришлось идти пешком. Она, это так забавно, была счастлива: «Как же мне повезло – теперь я свободна!» Насте трудно было удержать себя в общем ритме – она постоянно бежала
рядом с теми, кто падал, и помогала им; она бежала вперед, чтобы отогнуть ветки елей и дать остальным пройти безопасно и успевала все время щелкать фотоаппаратом. В свои 13 лет Настя научилась дарить окружающим невероятную заботу и искреннюю радость!

Юля, как и Настя, впервые встала на лыжи. Ей было труднее всех, но она не сдавалась, а ребята ее постоянно  поддерживали и помогали.

Маша и Кристина – эти девчонки умеют наслаждаться походной жизнью и всегда с трудом возвращаются в Москву, в городской быт. На них можно положиться, доверить им любое дело – все будет сделано, какое бы ни было настроение у эмоциональной Маши,  как бы ни уставала Кристина.

Впрочем, именно Кристина постоянно ленилась и, пожалуй, свои личные интересы ставила на первое место. Другие ребята старались показать ей, что можно жить по-другому – так, чтобы всем было хорошо.

Вместе мы не только прошли поход, но и встретили Новый год в лагере «Большое Приключение». К празднику готовились основательно. Творческих номеров было в изобилии: дети танцевали вальс, ча-ча-ча, показывали сказку по мотивам Калевалы, пели песни. Могу сказать, что жестовые песни – это одно из самых красивых и трогательных зрелищ. Некоторые песенки я выучила, очень горжусь этим. Дети радовались неописуемо! Ведь я, выучив жесты, стала как бы ближе к ним. Когда мы вместе вышли на заснеженную сцену, волновалась очень. Но я справилась!

Как это чудно, когда в группе все внимательны и заботливы друг к другу. Мои воспитанники все больше понимают, что нужно учиться и передавать свой опыт тем, кто младше. И постепенно общение, быт, дела младших и старших становятся общими.

 

Людмила Сорокина,
педагог дополнительного образования ГБОУ «Лаборатория путешествий»
«Учительская газета» 31.01.2012 г



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*