26.09.2011

Наука терпеть неудобства

Я работаю в школе-интернате I вида № 37. Не всем понятен термин «школа 1-го вида». Это означает, что в ней учатся глухие дети. Они практически ничего не слышат, поэтому совершенно по-другому воспринимают окружающий мир. Зрительное восприятие стоит у глухих детей на первом месте и играет самую важную роль в их развитии. Глухим школьникам очень важно как можно больше увидеть своими глазами.

С 2002 года мы с ребятами ходим в походы. С клубом «Юниор» региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация» мы ходим в походы по Подмосковью, лето проводим в лагере на Селигере, побывали у истока Волги, плавали на яхте по Волге.

Поход по Карелии оставил у ребят неизгладимое впечатление.

Поход по Карелии оставил у ребят неизгладимое впечатление

В октябре 2007 года по приглашению Дмитрия и Матвея Шпаро мы побывали лагере «Большое Приключение» в Карелии в рамках Комплексной целевой программы правительства Москвы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности города Москвы на 2007-2009 годы». Весь поход занял 11 дней (считая дорогу). В базовом лагере мы жили в чумах, спали на деревянных нарах, покрытых оленьими шкурами (экзотика!), сами пилили и кололи дрова для кухни, по очереди готовили еду. После соответствующей подготовки совершили четырехдневный поход по кольцевому маршруту с собаками. Руководили нашей группой два инструктора: Лена Железняк и Петр Федорович Плонин.

Каждый поход вызывает огромный интерес у ребят. Они с удовольствием вырываются из рамок привычного быта, получают возможность подольше побыть на природе, увидеть и почувствовать красоту родных лесов, рек и озер. Недаром среди огромного количества фотографий, сделанных в походах, часто попадаются пейзажи или снимки отдельных предметов.

Многие из ребят впервые увидели и попробовали бруснику, с удивлением обнаружили, что кипяток можно заваривать не чаем, а лесными растениями. Самые бурные эмоции вызывало общение с собаками. Дети с радостью мчались к своим любимцам, гладили и обнимали их. А уж, когда разрешили поиграть со щенками, восторгу не было предела!

Я глубоко убеждена в том, что правильно проведенные походы воспитывают в детях лучшие качества: ответственность, самостоятельность, умение преодолевать трудности, взаимопомощь. Ребята очень изменились, стали добрее, научились заботиться не только о собаках, но и друг о друге. «Ответственная за собак» девочка, которой в начале похода приходилось по нескольку раз напоминать о ее обязанностях, потому что за болтовней она забывала обо всем, в конце похода по нескольку раз самостоятельно проверяла своих подопечных, не обращая внимания на темноту вокруг.

Мальчик, пытавшийся сначала переложить большинство заданий на плечи друзей, в конце похода бросился сталкивать плот с камней, не беспокоясь о залившейся в сапоги воде. Другой, прославившийся незадачливым дежурством (отвлекшись из-за попавшего в глаза дыма, он не смог точно посчитать количество сосисок и оставил некоторых ребят с половинной порцией), запомнил свою ошибку на всю жизнь. С той поры он очень тщательно выполнял все задания и поручения инструкторов, не отвлекаясь ни на дым, ни на дождь, ни на снег. Возросла самостоятельность ребят. Они научились у инструкторов навыкам работы с пилой и топором, быстро и ловко ставили и снимали палатки. Ребята научились терпеть неудобства.

Считаю необходимым отметить, что поход принес положительный эффект именно потому, что рядом с детьми были знающие, умелые и очень добрые люди. И Лена, и Петр Федорович первый раз получили группу глухих детей, но тем не менее старались сделать их пребывание в лагере максимально интересным и полезным. Опытные, знающие инструктора не стеснялись спросить совета, как лучше что-то объяснить детям, вместе решали возникшие вопросы.

Глухих детей нельзя учить «на ходу». Им надо все точно и четко показать, потренировать и только потом отправлять в путь. В этом отношении обучение и тренировка ребят поставлены в лагере блестяще. Инструктора подробно объяснили, как идти по лесу с собаками, преодолевать препятствия, пилить деревья, ставить палатку. Было выделено время для тренировок, проведен пробный однодневный поход. Таким образом, ребята были хорошо подготовлены к выходу на четырехдневный маршрут.

Поход по Карелии оставил у ребят неизгладимое впечатление. Спасибо тем, кто организовал его и дал возможность детям-инвалидам расширить свои представления о мире, испытать себя, приобрести новые качества. Приятно, что есть на свете люди, стремящиеся делать добро.

 

Юлия Тишкина
учитель школы-интерната I вида № 37
«Московская правда», 22.10.2007 г.



Комментарии
  1. Аленка

    вы что? какие неудобства?)))) в лагере БП в карелии все очень удобно. в настоящем походе все труднее… и я знаю каково это. лагерь прекрасный, инструктора-все до одного хороши…))) только теплые воспоминания об этом удивительном месте. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ДМИТРИЮ И МАТВЕЮ ШПАРО ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ )))) походы кончаются, как это не печально и я с нетерпением жду поездки в БП, ну или хотя бы похода…

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*