21.09.2011

Умный лагерь

В нашем детском доме воспитываются всего 40 подростков. Тенденцией последних лет стало направление к нам детей 14-летнего возраста и старше. Психологический опыт этих взрослых в физическом плане ребят отстает от нормы на 3-5 лет. Из-за хронической неуспеваемости они оказываются среди младших, что неблагоприятно сказывается не только на процессе обучения, но и на их психическом и соматическом здоровье.

С другой стороны, если воспитанникам уже 14, то работа по их адаптации к условиям детского дома и их подготовка к самостоятельной жизни не могут быть растянуты на долгое время.

Мы думаем, что одна из наиболее эффективных форм работы с этими «детьми-переростками» – их вовлечение в туристскую деятельность. Для этого есть две причины: во-первых, привычная обстановка детского дома не может выступать в роли стимулирующей среды, а во-вторых, поведение ребят в смоделированных педагогами ситуациях все-таки резко отличается от их поведения в реальных непривычных условиях. Как показывает практика, обогатить конкретно-чувственный опыт подростков без расширения «пространства обитания» практически невозможно.

В походах мы успешно решаем несколько задач. Во-первых, создается неформальная обстановка для общения. Во-вторых, в безальтернативной ситуации самообслуживания дети учатся преодолевать потребительство. В-третьих, в путешествии число жизненно важных задач сведено к минимуму и они становятся понятными для всех.

Кроме того, в походных экстремальных условиях эффективнее проходит коррекция рассогласований личностных отношений подростка к себе, к сверстникам и ко взрослым. Раскрываются не только слабые стороны индивидуума, но и сильные. И поэтому у каждого появляется шанс повысить свой социальный статус в коллективе. Поход дает возможность войти в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самовыражения. Педагогам из опыта известно, как трудно изменить сложившуюся систему взаимоотношений в детском коллективе. И даже если найдены «запасные аэродромы» для ребенка в виде, скажем, кружков, то по-прежнему очень непросто заставить его быть терпимее к товарищам. Поход создает прекрасные условия для психокоррекции, основанной на принципе «здесь и теперь». Экстремальные условия заставляют каждого участника похода заново осознать свое место в настоящем, собственные привычки становятся предметом осознания, и это определяет возможность выбора.

Поход, расширяя пространство обитания, обогащает конкретно-чувственный опыт детей, ограниченность которого отрицательно сказывается на формировании наглядно-образного мышления и восприятия, что проявляется у наших воспитанников в недоразвитии невербального интеллекта. Немаловажно также, что можно эффективно использовать развивающие возможности временного коллектива, выезжая со сборными группами детей.

Конечно, организовать сложные походы и погружение детей в не искусственно созданные экстремальные условия, не имея в детском доме опытного инструктора по туризму и трудно, и рискованно. Но судьба свела нас с очень интересными людьми – Дмитрием и Матвеем Шпаро. В их карельском лагере «Большое Приключение» организованы краткосрочные курсы туристской подготовки и для детей, и для их руководителя из детского дома. Работает штат психологов, и самое главное — поход проходит под руководством инструктора-профессионала. Все это дает возможность вывести в поход даже те группы детей, которые не имеют никакой туристской подготовки.

Перед путешествием и по завершении похода с детьми и сопровождающим воспитателем работает психолог. Это очень важный этап общей работы лагеря, и, кстати, воспитатель, находящийся с командой детей, «примеряет» на себя несколько несвойственную для него роль – равного среди равных. Дети и взрослый пытаются ощутить, насколько важно их участие в успехе предстоящего дела. Выполняя разнообразные упражнения веревочного курса, все участники учатся доверять друг другу и поддерживать друг друга. Недаром в одной из туристских песен есть такие слова:

Ты нужен всем, кто дружен с рюкзаком.
Важнее, чем веревка и весло,
Топор и даже ложка с котелком.

Вот совсем простые мысли, возникающие в лагере Шпаро: поход вооружает человека личным опытом жизни –знаниями и умениями; у воспитанников формируются общественно приемлемые формы поведения и осознанный выбор социальных ролей в будущей взрослой жизни; воспитывает все-таки не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки; чем богаче деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей; чем шире, теплее и крепче отношения, которые возникают в процессе детской деятельности, тем больше способов взаимодействия на ребят и тем успешнее процесс социализации.

 

Татьяна Маймусова
Думинический детский дом, Калужская область.
«Учительская газета», 29.11.2005 г.



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*