06.05.2013

Время становиться взрослым

Помните, в детстве, когда мы только начинали ходить в школу, родители нам говорили: «Ну все, теперь ты уже взрослый!» или «Почему плачешь? Взрослые мальчики не плачут!» Но потом все равно не разрешали нам ложиться спать, во сколько захотим, говоря: «Вот вырастешь, тогда и будешь решать сам, а сейчас – марш в кровать!»

Пора становится взрослымиМы вырастали, получали паспорта, заканчивали школу и уже считались «взрослыми», но все равно получали указания и взбучки от родителей, словно маленькие дети. В общем, иерархия: родители – дети сохранялась.

Уже став официально «взрослым» и начав работать с детьми в качестве педагога, а затем и инструктора в лагере «Большое Приключение», я время от времени задумывался над вопросом, когда же (при каких обстоятельствах) человек становится взрослым.

У многих взрослых людей, не говоря уже о детях, есть такое качество – не слушать советов и предупреждений, пока не удостоверишься в их правильности на собственном опыте. Нас предупреждают родители, Минздрав, дорожные знаки. И даже народная мудрость нас предупреждает, что учиться надо на ошибках других. Но мы все равно выходим на мороз без шапки, курим и переходим дорогу в неположенном месте, в тайне надеясь, что беды, которые по всем законам должны последовать, нас минуют. Но в какой-то момент происходит некое негативное событие, и мы начинаем кусать локти, так как вернуться к тому, «как все было», уже невозможно, либо требует невероятных усилий, на которые не все способны.

В лагере «Большое Приключение», пожалуй, все по-другому. В лагерь приезжают ребята различные не столько по возрасту, сколько по своему жизненному опыту – из детских домов, приютов, многодетных или неполных семей, с различными физическими ограничениями, ну и, конечно, среднестатистические московские школьники. Однако процесс «взросления» у всех проходит примерно одинаково.

Инструктор лагеря «Большое Приключение» ввиду особенностей своей работы постоянно играет роль советчика. Сначала необходимо показать и рассказать об основных аспектах походной жизни, а затем уже корректировать поведение и давать указания относительно того, что происходит здесь и сейчас. И, конечно, дети, привыкшие к непослушанию в городе, часто невнимательно воспринимают слова инструктора.

– Прослушал, как варить кашу?
– Не беда, как-нибудь сварим!
– Прослушал, как хранить вещи, чтоб не намокли?
– Да, ладно, ничего с ними не случится!
– Не обратил внимания, как паковать рюкзак, чтобы легче было его нести?
– Не проблема, донесу как-нибудь!

Чаще всего именно такие диалоги возникают у нас с детьми. Мы берем их себе «на карандаш». Потому что уже через несколько дней в дежурство подгорит каша. После прохождения одного из порогов зальет плохо закрученный гермомешок, намочив одежду (а то и спальник). А в пешеходном походе все будут «весело шагать по просторам», а кто-то уныло плестись в хвосте из-за неправильно упакованного рюкзака и через каждые 15 минут требовать остановки, вызывая досаду всех остальных.

Что происходит в обычной жизни школьника, когда он получает негативный результат своего непослушания или невнимательности? Обычно привлекаются силы в виде мамы, папы, бабушек, дедушек и прочих родственников, которые после «ай-ай-ай, как нехорошо», различной степени эмоциональности, сразу приходят на помощь – начинают лечить, если простудился, зашивать дыры, если прорвался и покупать новое, если потерял. По сути,  ребенок отделывается «легким испугом», не осознавая в полной мере последствия и ответственность за свой поступок. А как в походе?

В походе после произошедшего события инструктор делает замечание и дает совет, как это исправить и не допустить в будущем. Но! Ни в коем случае не будет самолично исправлять ситуацию (если, конечно, сам ребенок не справляется и просит помощи). Инструктор ни в коем случае не скажет: «Подгорела каша? Ладно, давайте я вам новую сварю». Он будет есть подгоревшую вместе со всеми. А дежурные в полной мере ощутят на себе дискомфорт ситуации. Инструктор не скажет: «Намокли вещи? Давай их сюда, я их высушу». Мы расскажем, как их высушить наиболее эффективно, а уж ребенку предстоит «романтический вечер» у костра в компании своих сохнущих вещей. Инструктор не скажет: «Ты вроде здоровый парень и несешь чуть больше, чем тот малыш, но сильно устаешь? Давай мы тебя облегчим и понесем часть твоих вещей». Мы просто еще раз напомним, как правильно упаковывать рюкзак, чтобы его было легче нести. Все остальное – выбор детей. (Сразу хочу успокоить родителей – мы не допускаем крайних случаев проявления безответственности. Ребенок не будет спать мокрым или ходить в холодную погоду в мокрой одежде. Дети не будут питаться пригоревшей едой или постоянно валиться с ног от усталости. Инструкторы всегда применяют в воспитательных целях лишь умеренные и подконтрольные степени дискомфорта. Не говоря уже о четком соблюдении техники безопасности).

Проходя через такие «испытания», ребенок начинает менять свое сознание и подход к делам. Появляется объективное знание, что любое его действие или бездействие ведет к результату. Негативному или позитивному? Зависит от него. Знание, что любая его невнимательность или безответственность в конце концов приведут к личному дискомфорту, а то и дискомфорту всей группы. И понятно, к определенной оценке товарищей. И придется прилагать дополнительные усилия, чтобы исправить ситуацию. И в дальнейшем, допустить этот дискомфорт или нет – также зависит только от него. Ребенок, который  в начале похода был «малышом», за которым нужен был только глаз да глаз, в конце похода становится настоящим коллегой по путешествию, становясь взрослее, вырастая как личность.

В лагере «Большое Приключение», как ни крути, все участники проходят через это. Кому-то хватает одного похода, кому-то двух. Но уж в третий поход ребята приезжают на сто процентов понимая, что все события и эмоции похода зависят только от них. И только от них зависит, в каком свете они будут вспоминать свой летний отдых зимними вечерами своей неповторимой будущей жизни.

 .

Владимир Радионов, г. Донецк
инструктор лагеря «Большое Приключение»



Комментарии
  1. Илья

    Эх, Владимир…правильно сказана.
    хочется к вам еще много раз приезжать и приезжать)

    • МаёК

      Ребята считают себя уже вполне взрослыми, и склонны переоценивать свои силы. Приятно, что ребята пытаются преодолевать успехи, благодаря опытному инструктору.

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*