СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Как вырастить Маленького героя
Детский лагерь в Карелии
11

Как вырастить Маленького героя

Программа «Маленькие герои», для самых юных путешественников от 8 до 12 лет, появилась в карельском лагере «Большое Приключение» в прошлом году. Летом 2012-го их было всего десять, летом этого года – уже сто. Запуская программу, мы попросили вожатых делать заметки для последующего анализа. Мы не давали им форм или анкет, предоставив полную свободу педагогической фантазии. Впечатлениями делится Валерия Половова, вожатая группы 20130731KF.

 .

Преодоление и самостоятельность

Я была во многих детских лагерях и как участница, и в качестве вожатого, и в качестве организатора. Но в знаменитом лагере Дмитрия и Матвея Шпаро оказалась впервые. Программа поразила меня своей интенсивностью, высокой степенью продуманности, особенно интересна оказалась туристическая специфика. Видимо, такой костерно-палаточный стиль отдыха дает что-то очень ценное и важное каждому человеку, решающемуся окунуться в дикую природу. На плечи ребенка при прохождении программы ложится достаточно большая нагрузка – как физическая, так и эмоциональная. Я проходила занятия вместе с детьми, училась всему, чему параллельно учились они, и, несмотря на разницу в возрасте, порой я физически ощущала усталость.

Но у преодоления есть масса положительных моментов: во-первых, изнеженный, в какой-то степени даже измученный вниманием и опекой родителей ребенок, наконец, понимает, что ему нужно делать что-то самому, и, что он действительно сам что-то может.

Дети 10-11 лет, с которыми мы работали, не были самостоятельными. Скорее всего, в обыденной жизни за них все делали родители. И в процессе выполнения разного рода заданий, продолжая городскую услужливость, было много соблазнов взять и сделать все самой. Ведь знаешь же, что ты сделаешь и лучше, и быстрее, причем вероятность того, что ребенок натворит что-нибудь при выполнении упражнения, уменьшается. Например, приготовление обеда в походе. Собираешь девочек, рассказываешь и наглядно показываешь, как нужно держать нож и резать лук. А в следующие десять минут почти со слезами на глазах наблюдаешь, как кто-то  кромсает самую большую луковицу, потом нечаянно роняет все, подбирает вместе с землей и сосновыми иголками, и виновато смотрит на тебя. Самое важное  в таких ситуациях – это терпение, и сознание того, что главное процесс, а не результат.

Как вырастить «Маленького героя»

Как вырастить «Маленького героя»

Но дети быстро схватывают, что к чему, а при правильной подаче того, чему их учат они подходят к выполнению заданий с большим энтузиазмом и ответственностью. Можно сказать, что к середине похода ребята выполняли сами 80 процентов дел. Но верно и то, что у детей в этом возрасте очень слабая самоорганизация. Они не умеют распределять роли в команде и действовать автономно от инструктора. Как мы не старались объяснить им значение слов «инициатива» и «самостоятельность», даже к концу смены нам не удалось добиться того, чтобы ребята сами организовали какое-либо дело.

Инструктор

С нашей командой работала Наталья Каркавина. Она очень профессиональный инструктор. Помимо того, что она грамотно преподавала  детям основы туризма, она работала и как настоящий педагог. Дети учились у нее очень важным вещам: умению преодолевать леность, страх, умению ставить перед собой цели, работать в команде, преодолевать те черты своего характера, которые мешают двигаться вперед. Занятия становились не только предметными, но и значимыми для дальнейшего личностного развития ребенка.

Уроки воспитания

В тандеме с инструктором  мы развернули обширную деятельность. Ежедневно проводили с детьми воспитательные и коррекционные беседы, дискуссии, тренинги и упражнения на развитие личностных качеств и командности. Самыми обсуждаемыми были темы взаимовыручки, умения работать вместе, внутреннего роста и развития. Мы старались, чтобы в процессе этих обсуждений,  каждый ребенок научился лучше понимать себя и других людей.

Естественно, что у каждого ребенка в характере и поведении есть шероховатости. Над ними «Маленькие герои» упорно трудились. К примеру, одна девочка на первой «свечке», общей вечерней беседе, где дети делились своими ожиданиями от предстоящей смены в лагере, рассказала, что в Москве у нее очень мало друзей и она никак не может понять, почему так происходит. Глядя на этого обаятельного и жизнерадостного ребенка, мы предположили, что в девочке есть какая-то черта характера,  отталкивающая людей и мешающая ей приобретать друзей. Вместе с детьми, которые с пониманием отнеслись к разговору, мы  назвали это «гнилым зернышком», и девочка поставила перед собой цель избавиться от него. Думаю, ей это удалось. На заключительной «свечке» та самая девочка сказала, что именно в «Большом Приключении» она обрела самых настоящих друзей.

Измученный вниманием и опекой родителей ребенок, наконец, понимает, что ему нужно делать что-то самому, и, что он действительно сам что-то может.

И в лагере, и во время похода, мы проводили  беседы на темы путешествий, мечты, лидерства, наблюдая за тем, как наши маленькие герои раскрываются, меняются в лучшую сторону.  Вопреки мнению о том, что в этом возрасте дети с трудом воспринимают разговоры о ценностях, личностном росте и командной работе, практически сразу мы поняли, что с ними нужно говорить, как со взрослыми. Такой подход не только дает ребятам ощущение того, что все происходящее внутри команды  очень серьезно и значимо, но и заставляет их подтягиваться до более высокого уровня  мышления, речи и поведения.

Самой психологически ресурсной формой взаимодействия были вечерние групповые беседы. Мы обставляли их большим количеством традиций: вечерняя песня, речевки, «Орлятский круг», традиционное приготовления ко сну. Все это создавало проникновенную атмосферу, которая  располагала к дружественному, открытому и искреннему общению.

Продуманные традиции и ритуалы – я в этом абсолютно уверена – не только делают отдых детей красочнее, но и дают им важное ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Каждый вечер мы проводили коллективные творческие игры: «Что? Где? Когда?», «Эрудит», «Кинопробы», игры на снятие коммуникативных и тактильных барьеров. Большую эффективность имели разного рода командные атрибуты: девиз, речевки, объединяющие ритуалы, которые исполнялись всеми детьми после сложных заданий. Мы даже придумали свою песню:

Напрасно нас бурей пугали –
Вам скажет водник любой,
Что бури бояться нам стоит едва ли,
Мы все одолеем с тобой.
В бури лишь крепче руки,
Мы вместе пройдет сотню миль,
Гораздо трудней не свихнуться со скуки,
И выдержать полный штиль.

 .

Валерия Половова,
студентка IV курса МГГУ им. М.А. Шолохова

 


Комментарии
  1. Валерия Половова

    Уважаемые родители, спасибо Вам за смелость, мудрость и заботу о своих детях! Далеко не каждый родитель решится отправить свое любимое чадо в лагерь с такой спецификой( вроде как боязно, мол подождем, когда станет постарше и т.д).
    Я хочу Вам с уверенностью сказать, что у вас очень счастливые дети!Правда! Вы не представляете насколько приятно смотреть как они носятся по лесу в поисках сухого дерева, чтобы заготовить дрова, спорят, кто будет первый их колоть, плещутся всем дружным скопом в озере, моют котелки песком и травой после совместного обеда. И нет им дела, до мобильников, до компьютера, они не ноют, не капризничают, не просятся домой( как вожатый с большим стажем могу сказать, что в обычных лагерях дети очень часто тоскуют по дому и родителям, т.к. и свободного времени больше и условия более приближены к городским).
    В общем, я думаю, что им не только есть, что вспомнить, им есть чем поделиться и со сверстниками, и со взрослыми. Они еще этого не осознают, но опыт, который они прожили можно назвать по-настоящему бесценным.
    Ну а сейчас- успехов всем нашим героям в учебе! Надеюсь, что следующим летом сможем продолжить наш сплав по реке побед и приключений уже с нового уровня!

  2. Так здорово слышать сейчас про Маленьких героев! Я в прошлом году ездила на эту программу. В этом уже в серьёзный поход. На пути из лагеря пообщались с «младшими птешественниками», много интересного рассказали. Программа изменилась с прошлого года в лучшую сторону!

  3. Любовь

    Сначала я не заметила у детей особых изменений. Однажды в торговом центре мы решили поесть. Дети купили себе еду раньше нас. Подходим мы с папой, а они не едят. Спрашиваю, почему… Нельзя есть, пока все за стол не сядут!!! Так в лагере научили. Было очень приятно. А еще было весело смотреть, что нарисовали дети на уроке рисования, на тему «Как я провел лето». У обоих — Карелия, лес, котелок ))), хотя мы еще успели съездить на море, но это не так интересно.
    На вопрос «Поедете ли еще?», оба отвечают «Да». Сын хочет стать мастером по водным походам, а дочка хочет побольше общаться с хасками.

  4. Светлана

    Моей дочке всего восемь, она только перешла во второй класс и этот лагерь был первым в ее жизни. Мы, конечно, переживали немного, но, честно говоря, отправлять ее в «обычный» лагерь было бы более волнительно. Поскольку в «Большом приключении» очень насыщенная программа, дети не остаются без дела и без присмотра, гораздо больше взрослых на меньшее количество детей, чем в обычном лагере, то нам было гораздо спокойнее отправить ее к вам в Карелию. Больше всего волновала дорога — все-таки ехать довольно долго и, наверное, тяжеловато с ними справляться в таком ограниченном пространстве?
    На то, что было физически тяжело, дочка не жаловалась, а ведь она довольно худенькая. Единственное, сказала, что в походе было холодновато. Но это признание прозвучало уже через неделю (!) после приезда. А в первые дни делилась только положительными впечатлениями. Очень хочет поехать еще, даже зимой. Большое спасибо инструкторам Наташе и Роману и вожатой Евгении.

  5. анастасия

    Мой сын вернулся счастливым! Расставаться с сопровождающей Миланой не хотел до слёз! до сих пор скучает по друзьям и подругам. Сложно найти слова благодарности и сопровождающим, и руководителям лагеря. Огромное им спасибо!!!
    По поводу большой нагрузки могу сказать, что на мой вопрос : Было ли трудно? Сын ответил, что, честно говоря, нет. А ведь ему всего 8 лет, он был самым младшим в группе!
    Очень ждем следующего лета))

  6. Олга

    Я согласна с Юлей. Нужны «Маленькие герои-2» и возможность остаться на 2-ую смену.

    • РедакторРедактор

      Тут можно столкнуться с большой проблемой. Известно, что даже подготовленным здоровякам-альпинистам, проведшим на восхождении около 10-12 дней, необходимо спускаться вниз для отдыха: помыться, полежать на травке… Иначе наступает переедание горами, накапливается усталость, теряется мотивация. Две смены подряд — целый месяц! — в тайге для наших Маленьких героев могут оказаться непосильным испытанием. Притупится новизна и дети начнут скучать по дому, по родителям… Лучше все-таки так: смена в лагере — неделька дома — и снова смена в лагере :)

  7. Наташа Каркавина

    Дети и сами нас многому научили! Так что пусть обязательно приезжают ещё:) И привет им всем!

  8. Юлия

    Моя дочка тоже очень довольна. Появились зачатки самостоятельности, надеюсь «не убьем» их нашим «умелым воспитанием». Дома всю семью порадовали «ёжики», приготовленные ребенком самостоятельно (бабушка, которая появилась в процессе превращения печенья в крошку, была удалена с кухни обещанием отмыть всю кухню по окончанию приготовления:)).
    Я уже обещала обязательно отправить в лагерь на следующий год. Дочка надеется на продолжение программы и упрашивает «хотя бы на 2 смены» )). Удачи Вам и успехов! Спасибо!

  9. Олга

    Дочка вернулась довольная. Сразу стало понятно что лагерь хороший, не смотря на шероховатости при отправлении. Валерия и Наталия — молодцы. Наверное самое важное, что они стали для детей настоящим позитивным примером. Может быть в этом и есть особый воспитательный момент этого лагеря?

    • РедакторРедактор

      Спасибо, Ольга. Нам тоже бы хотелось услышать мнения и других родителей.

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*