СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › О девчонках и катамаранах
0

О девчонках и катамаранах

Зима. Карелия. «Большое Приключение». Чум. Руслан Воронов и я работаем на группах. Непринужденный разговор: «Ты же был в 2010 году на Кавказе?» – это Руслан. «Был. Мед-пиво Карачаевское пил, по усам текло…» – отшучиваюсь я. «Давай на майские в паре поведем две группы по Кубани, Большому Зеленчуку, Аксауту?» – это снова он. Реки знакомые… Я, не раздумывая, соглашаюсь. Объединив усилия, стали искать желающих, утверждать списки, решать оргвопросы. Когда нашли, решили и утвердили, оказалось, что в поход собрался замечательный «мокрый женский батальон».

Уже после того, как мы заявили документы в МКК и сообщили о себе в поисково-спасательный отряд Карачаево-Черкессии, узнали что, на реке Большой Зеленчук ведется прокладка трубопровода. Береговая линия изменилась, в русле много поваленных деревьев и строительного мусора. Основные пороги: 1, 2, 3 и 4-й Взрывные и порог Пушка больше не читаются.

Приняли решение отказаться от Зеленчука, а для раскатки и тренировки пройти Теберду. На наши с Русланом просьбы об отсутствии в гардеробе обтягивающей и открытой  одежды (приходилось иметь ввиду горячий темперамент местного населения), «мокрый батальон» отреагировал адекватно и с юмором. Забегая вперед, скажу, что, к счастью, никаких конфликтов и нежелательных встреч на маршруте не произошло.

Наступает день отъезда. Еще раз все перепроверяем, раздаем ценные указания и выдвигаемся на вокзал. По какой-то причине мой и еще несколько электронных билетов не распечатываются в терминале, причем я узнаю об этом уже после погрузки снаряжения в вагон… Т-а-а-а-дам! Мы никуда не едем?

Мокрый женский батальон

Мокрый женский батальон

– Да ладно, вы у меня есть в списке прошедших электронную регистрацию, – проводник сегодня добр и приветлив. Отправляемся с мыслями, что приключения уже начались, теперь важно насколько они будут БОЛЬШИМИ.

Не заметив как, уже и приехали. На перроне в Невинномысской ожидает наш бессменный водитель Павел.

Разговоры всегда отвлекают от изматывающей дороги, а за окном необъятные просторы зеленеющих лугов и белеющие шапки могучего Кавказского хребта. Отвлеклись от дороги и пропустили поворот на Теберду. Ну, и ладно – Кубань тоже не плохая река. Встаем на ночевку!

Тиха кавказская ночь. Слышишь лишь, как вдалеке шумит неугомонная Кубань с ледяной бирюзовой водой, да где-то в траве не спит беспокойный сверчок. Небо такое низкое, что можно погладить полумесяц или, подпрыгнув, достать звезду. Начинаю понимать Лермонтова: вот откуда поэт черпал свое вдохновение.

На утро настроение – огонь! Боевой дух такой, что другие спортсмены могли бы позавидовать. Начинаем учиться траверсировать поток и чалиться – это, пожалуй, самое важное, что нужно уметь на сплаве. Пока получается не очень – ну, не так как хотелось бы – не хватает сил для мощного контрольного гребка или загребающие ошибаются при выпрыгивании на берег: то рано, то поздно, то просто не успевают скинуть упоры. Катамаран схода втыкается в твердь, отскакивает в струю и нашим дамам приходиться заходить на второй круг. Бились над этим упражнением целый день, лишь к вечеру стало получаться.

Второй день дал понять, что проблемы с техникой причаливания не прошли. Каньон Аманхит (в переводе с черкесского «Аман» – плохой, трудный, опасный; «Ныхыт» – проход) технически особенно сложен – до 4 категории трудности. Это одно из самых сложных препятствий на реке Кубань. После него можно сплавляться без разведки, но река требует внимания и выверенной техники слалома между огромными валунами в русле.

Выстроили флотилию: впереди катамаран-двойка Руслана Воронова, за ним «четверка» Гриши Щукина, следом еще одна «четверка» под командованием Миши Фешина и замыкающим – четверка автора этих строк. Все, как полагается: первым и замыкающим более сильные экипажи.

На входе в каньон русло разбивается на две протоки. Экипаж Руслана ушел в левый рукав, четверка Гриши последовала за ним, но села на мель. Увидев это, мы решили скорректировать план, стараясь выгрести в правое русло. Экипаж Миши зашел удачно, нас же – вот злая ирония – ударило носом о берег, откинув кормой по течению. Пытаемся выгрести обратно в улово: корму прижимает к валуну, течение бьет в дальний борт… Т-а-а-а-дам! Нас мягко и легко переворачивает вверх тормашками. Или, по-научному, over килем.

Как описать то, что испытывают лишь посвященные? Говорят, что альпинисты, упорхнув на восхождении в ледниковую трещину, часто вместо спасательной веревки требуют спустить к ним фотоаппарат. Какие чувства приходят к человеку впервые попавший в водоворот порога… То есть теоретически ты знаешь, что нужно делать в аварийной ситуации, но при попадании в холодный и мощный бурлящий поток происходит секундный ступор. Находясь под водой, ты не осознаешь, что с тобой, где ты, в каком измерении… И вот здесь, после того как ты вынырнул из пучины и сделал первый глоток воздуха, важно закричать что есть силы, чтобы прогнать прочь эту медлительность и страх.

Забираемся между баллонами перевернутого катамарана – это самое безопасное место во время оверкиля – приходим в себя и оцениваем ситуацию. Из четырех гребцов на катамаран забрались только трое: Марина, Катерина и я, капитан, седеющий на глазах у своих дам. Оглядываемся… Хвала всем мелям на свете! Команда Гриши Щукина как раз освободила свое судно, и сработав, как страховка, быстро подняла из воды нашу Наташу.

Река требует внимания и выверенной техники слалома

Река требует внимания и выверенной техники слалома

Опытным глазом оцениваю состояние своих матросов: молодцы, никто из них не выпустил из рук весла. Все прекрасно усвоили это важное правило: вывалившись за борт – не потеряй весла! Оно пригодится если придется купаться в пороге: поможет подрулить к берегу, защитит от подводных камней.

Сидя на перевернутых баллонах, в три весла, мы выгребаем с такой силой, что нам бы позавидовали все древнегреческие рабы на своих посудинах. Руслан Воронов и Света Селиверстова своей «двоечкой» пытаются помогать, толкая нас к берегу. Очередной бурун кидает нас на большой обливной камень. Удар! Минус на минус, как известно, дает плюс – гребцы снова в воде, но катамаран становится на ровный киль.

Стираю пот со лба, а там шишка. Откуда?..

На берегу подводим итоги. В водном походе переворот катамарана – ситуация хоть и неприятная, но не такая уж редкая. Главное в ней не паниковать и не впадать в ступор, бороться и помогать друг другу. Это бесценный и серьезный опыт. Хорошо, что все сработали, как надо. Вода ошибок не прощает!

Новое препятствие каньон Каменомостский. На входе слалом между острых камней, далее сильный навал на скалу справа. Для прохода остается лишь не большая щель шириной 3-4 метра, еле-еле катамаран помещается. Решаем пройти сборным мужским экипажем, выставив страховку с берега. Точный заход, зацеп за суводь, уход с навала на скалу и чалка. С берега восторженные аплодисменты девушек: «Молодцы! Молодцы!» Раскланиваемся, как в театре и видим пробоину в баллоне. Вот тебе и молодцы…

За вечерним шашлыком – хвала водителю Паше и Мише Фешину – получаем сообщение от группы Вадима Мясникова, что на Зеленчуке все в порядке, река проходима. Значит, завтра едем туда.

Стартуем от поселка Архыз, славного своим рынком сувениров, хычинов и шашлыка. Тепло, солнечно. Конечно, с походом 2010 года, когда мы сходили с ума от жары, не сравнить, но все равно приятно. Здесь, на Зеленчуке, все было, как по азбуке начинающего водника: точное прохождение препятствий, слаженные чалки, надежная страховка и высокий боевой дух.

Двухдневный маршрут был пройден досрочно, так, что вечером еще осталось время сделать радиальный выход на ближайшую гору с прекрасным видом на долину и удивительным водопадом.

Утром снова переезжаем, теперь на Аксаут. Устроили днёвку, которая была воспринята всеобщим одобряющим ДА-ДА-ДА! Баня, веселые танцы под гитару и клубничный десерт помогли зарядиться хорошим настроением на самую сложную реку. Вечером пошел дождь и не кончался до полудня. Если вчера мы смотрели на воду и смеялись: «Здесь с камня на камень прыгать будем, а здесь пешком по воде пойдем…», то утром мелкая речушка превратилась в поток цвета кофе с молоком. Уровень воды поднялся, подняв и сложность препятствий: были «троечными» стали «четверочными». Высокие валы, жесткие бочки, сливы, кустовые прижимы, слалом. Мощь воды настораживала, пугала и звала. Но экипажи, получив хороший опыт на предыдущих реках, рвались в атаку. Победа нужна была всем!

Во второй половине дня опять зарядил дождь, похолодало.

Говорят, что руководитель должен видеть на три шага вперед. Хороший капитан не имеет права надеяться на авось, переоценивать силы команды. Но как найти грань между «можно» и «опасно»? Значит и мне пришло время принять это нелегкое решение и отступить. Ключевое место реки каньон Осыпной из препятствия 4 категории трудности стал «пятеркой». Сейчас он моим девчонкам не по зубам.

Каньон начинается сразу же за мостом, переезжая по которому мы решили остановиться. С обоих пролетов в середине моста до самой воды свисали прутья арматуры.  Не хочется даже представлять, что бы случилось, влети мы под это мост на полном ходу.

Каньон Осыпной из препятствия 4 кат. трудности стал «пятеркой»

Каньон Осыпной из препятствия 4 кат. трудности стал «пятеркой»

Потом, уже в поезде, мы расспрашивали команду Вадима Мясникова, как они проходили это место. Для них Аксаут был первой, раскаточной рекой.

– Спокойно, аккуратно, слегка наклонившись…

Выходит, уровень воды за одну ночь поднялся почти на полметра.

Дождь не прекращался до 11 часов утра следующего дня. От цвета воды становилось страшновато, но девчонки, наши хрупкие девчонки, не повели и бровью, сохраняя присутствие духа и боевой настрой. Впереди было еще два каньона и несколько порогов с говорящими названиями: «Носорог», «Кривой»,  «Крокодил», «Сюрприз». Прошли их аккуратно, чисто. Река нас пропустила и отпустила. Вы не поверите: как в голливудском финале к конце вышло солнце и весь следующий день мы загорали, смакуя терпкий вкус победы!

Наверное, кое-кто захочет спросить: ну как это – руководить женской командой? Непредсказуемо, но весело! Волнений чуть больше, но зато всегда вкусный стол, беспрекословное подчинение мне, как командиру, и безумное чувство юмора. Садишься, бывало, в автобус: холодный, голодный и мокрый, а они песни поют, анекдоты травят, от смеха автобус шатается. Такой моральной разгрузки у меня не бывало никогда. Удивляешься, где они только силы берут, откуда знают, что вот именно сейчас это и нужно. С ними было безопасно и весело, им легко можно доверить любых детей любого возраста – все будут под присмотром, согреты и накормлены. Мои девчонки с легкостью делали то, что не всяким юношам по силам, но никогда не жаловались, оставаясь всегда прекрасной половиной человечества.

 


Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*