ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Наталья Попова. Только тут! И точка.

Наталья Попова. Только тут! И точка.

Продолжаем серию очерков наших инструкторов, выросших из участников молодежной программы Studmix в штатных сотрудников «Большого Приключения». Путь сегодняшнего автора еще длиннее и интереснее. Юные путешественники без труда узнают Наташу Попову, уже несколько лет она носит в Карелии белый колпак и фартук и играет на виолончели на праздниках «Большого Приключения». И каждое лето рвется с кухни «в поля». Увы, отпускают ее от плиты только на одну смену. Активная и легкая на подъем, она легко находит общий язык с любыми подростками.

С «Большим Приключением» я знакома давно, еще с тех пор, когда лагерь – излюбленный комарами и совсем маленький – стоял на Тикшозере. Я не помню, почему мне понравилось в тот, первый, далекий раз. Хотя рассказывают, что я очень скучала по маме и доставила немало хлопот инструктору, когда самостоятельно ушла на телеграф позвонить домой. Я помню, что для меня маршрут был сложным, но я отказывалась от помощи и все прошла сама. Помню километровые подъемы вверх под солнцем, помню узкие дорожки из щебня, помню, как ехали на велосипеде по мосту, и как можно было хорошо приложиться, не справься я с управлением. Тогда это не вызывало у меня ни страха, ни каких-то других запредельных эмоций, но, став старше, я решила, что велотуризм – не для меня, и ноги мои педали крутить больше не будут. (Как я заблуждалась! Теперь, став инструктором, я соглашаюсь брать велогруппы не задумываясь).

Приезжать в «Большое Приключение» мне нравилось, но, с другой стороны, особого интереса это не вызывало. Не было такого, чтобы я из года в год упрашивала маму отправить меня сюда. Будет путевка – здорово, а нет – так нет. Вообще, я не думала, что моя дальнейшая жизнь как-либо будет связана с туризмом. Свою будущую взрослую жизнь я представляла так: буду ходить в офис, скорее всего в костюме с модными тогда большими плечиками и в шерстяной прямой юбке до колена, которые достанутся мне от старшей сестры. Примерно, как-то так в свои 15 лет я представляла успешность, стабильность и солидность. Уж точно будущее было не в том, чтобы 10 месяцев в году проводить в карельских лесах, учить детей ставить палатки, залихватски орудовать топором и водить собачьи упряжки.

Я – инструктор!

Все стало меняться, когда я впервые поехала в лагерь сопроводом. Я тогда догоняла группу, которая уже приехала в лагерь, и даже успела сходить в однодневный поход. Я очень переживала: вдруг не понравлюсь, вдруг не смогу помочь, не вольюсь в сложившийся коллектив. Но сложилось все, как нельзя лучше. Я старалась не пичкать ребят нравоучениями, не давить авторитетом. Старалась каждого выслушать, рассудить все по-честному. Во мне что-то шевельнулось, когда все ребята на «обнимашках» подходили ко мне и говорили «спасибо». Получается, они благодарили просто за то, что я была собой. Для меня это было неожиданно. Но момент, когда я решила, что хочу быть только тут и точка, еще не настал.

Решающей стала следующая поездка. У нашей группы был опытный инструктор Андрей Демченков, а в походе – самая худшая погода, которую можно только себе представить. На одной из бесед у костра, когда мы не спасались от косого дождя и сильного ветра или не резались в «Мафию», он рассказал о зимней Карелии. О том, как ребята ходят на лыжах, взбираются на снежные горы навстречу метели, о том, как красиво восходит солнце, как необычно северное сияние, как ведут себя собаки в упряжке.

Эти семена легли в плодородную почву. Я тогда зачитывалась Джеком Лондоном, неоднократно представляя себя на месте героев, покорявших Аляску и ищущих золото. Тут же захотелось приехать и испытать все это на себе. Но Андрей ответил, что на зиму сопроводы не нужны, а все места давно заняты. Я была разочарована – ничего не поделаешь. Но, видимо, моя удача думала иначе. Буквально через месяц на сайте «Большого Приключения» я увидела объявление о новой программе. «Карелия для студентов» – гласил заголовок. Наверное, я была первой, кто купил путевку.

Сперва «Студмикс» меня разочаровал. Я, как ребенок, расстроилась, что попала в группу не с теми, с кем познакомилась в поезде. Инструктора были незнакомые. Как была неправа, я поняла уже в первый день.

До сих пор мне кажется, что в лагере время одновременно и останавливается, и летит. Ты успеваешь сделать столько всего, что забываешь, с чего начиналось утро, и точно ли это было сегодня. С ребятами мы сдружились очень сильно, в последующие годы все праздники мы отмечали вместе. Нам был интересен туризм, но сами мы еще нигде не были, и там, в Карелии, решили впервые самостоятельно куда-нибудь сходить. У меня за плечами, в основном, были водные походы, но подходящего снаряжения у нас не было, так что пришлось выбрать пеший маршрут. Мы не знали, что такое «Маршрутная книжка» или МКК, просто нашли подходящее описание маршрута, купили билеты и двинулись в путь. Отличная погода, удачные встречи с бывалыми туристами и их подсказки, без этого мы, наверное, до сих пор ходили бы там кругами. Но маршрут мы осилили. И единственное, в чем мы оказались молодцами, что выбрали действительно популярный, хоженый маршрут. Это я понимаю сейчас. А тогда меня захлестывало море положительных эмоций. От красоты гор, от того, как это здорово – взобраться на практически вертикальный склон, сбросить с себя рюкзак и подставить всю себя ветру и наслаждаться тем, как тело реагирует на такие нагрузки. Я решила, что хочу и дальше путешествовать, хочу видеть новые места, хочу проверять себя на выносливость. Ну, и конечно встречать разных людей. Слушать их истории, сравнивать взгляды на мир.

После второго «Студмикса» одна девушка из нашей компании решилась и, бросив работу, подала заявку на семинар инструкторов. За компанию с ней подала заявку и я. Я тогда работала поваром на вокзале, меня не хотели отпускать, но поняв, что не удержат, дали выходные. Юрий Михайлович Бабинцев узнав, кем я работаю, пошутил: «Может быть, лучше к нам поваром? Они нам нужны». Но я твердо ответила, что хочу быть инструктором. А вечером, когда надо собирать рюкзак, чтобы утром отправиться на семинар в Пушкино, я вдруг понимаю, что хочу остаться поваром! На работе пообещали новые горизонты – я буду готовить на 60 человек, буду обслуживать свадьбы. И я никуда не поехала и отменила свою заявку.

Через месяц я уже ехала в «Большое Приключение». Поваром.

Прошло два месяца, обещания остались обещаниями. И однажды, придя в 7 утра на кухню, я отчетливо поняла, что больше тут находиться не могу! Еле дождавшись 9 часов, я нахожу телефон Бабинцева и, поборов страх, звоню. Он не вспомнил меня, но обещал уточнить и перезвонить. Полчаса я корила себя, пытаясь понять, что же меня не устраивает в текущем моем положении. Но тут раздается звонок Юрия Михайловича, и через месяц я уже ехала в «Большое Приключение». Поваром.

Как было страшно вначале! Мне казалось, что шеф-повар Галина Федоровна принимает меня не за ту. Что скоро объявится та девушка, с которой они договаривались изначально, а меня попросят уехать. Но время проходило, а я была тут…

Я втянулась. Училась всему с нуля. Да, я что-то умела, но еще больше было желание не подвести. Подвести никак нельзя! Ведь все к тебе относятся по-доброму. Я обрела новую семью, а Галина Федоровна стала настоящей наставницей. К концу лета я твердо поняла, что хочу оставаться в лагере и дальше. Хоть кем! И опять мне везет: требуется повар на осенне-зимний период.

Осень была тяжелой. И дело даже не в погоде. Летом тут множество групп, детей, инструкторов. Лагерь похож на большой муравейник, и нет дефицита общения. Как нет и свободного времени. Осенью и зимой же все иначе. Ты больше предоставлен сам себе. Благодаря Владимиру Низрюхину я открыла для себя коньки. И как это здорово, не кататься по скучному кругу, а доехать от Мергубы до Челгозера или в другую сторону – до Пизмы. Пару месяцев назад эти места были живыми и менялись, а теперь скованны льдом и впали в спячку. Зимой начинаешь больше думать и, наверное, именно тогда я уже окончательно решила, что стану инструктором. Уже не смотря ни на что. Даже на себя.

Весна. Снова подача заявлений в школу-семинар. Первый этап. Второй этап. Лагерь. Вначале, правда, была все-таки кухня, но потом появилась моя Группа. Моя первая группа! Наконец, я – инструктор!

Мои первые участники. Первое заполнение маршрутной книжки. Первый поход. Первые письма родителям и первый анализ смены. Все прошло так быстро. Я даже практически и понять не успела, что это такое – вести детскую группу. На место все поставили новая осень и зима, когда в полной мере я получила и радости, и переживания.

Много детей. Много разных детей. Много интересных детей. И не важно, сколько им: 11 лет или 17, для инструктора все – «дети». Даже, когда приезжали воспитанники ПНИ – дяди и тети, – все равно это были «дети». И к каждому нужен свой подход, потому что «дети» не значит – маленькие и глупые. Наоборот, они все личности и всем надо позволить высказать свое мнение, надо дать шанс каждому себя показать. Показать, что они сами все могут, стоит лишь победить свою лень, жалость к себе или неуверенность в собственных силах.

На самом деле «Большое Приключение» не меняло мою жизнь. Я сама это сделала, и делаю сейчас. Просто лагерь с самого детства прививал мне качества, которые были необходимы в тот момент. А сейчас я просто наслаждаюсь жизнью и тем, что занимаюсь любимой работой, общаюсь с интересными людьми. Не смотря ни на что. И это здорово.

Специальное предложение для студентов и всех, кто вырос из школьного возраста, но не забросил туристские ботинки в пыльный чулан. Только для вас: студенческая программа Stubmix, традиционные школы-семинары инструкторов детского туризма и Волонтерский центр «Большого Приключения». Мы ждем вас!