СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Простые истории о непростых детях
0

Простые истории о непростых детях

Поездка в детский лагерь – значимое событие в жизни каждого ребенка. Дети попадают в новую среду, где их ждет свобода от школы и родительского контроля. Здесь можно познакомиться с новыми друзьями. Это возможность проявить себя, и, конечно же, научиться чему-то новому, интересному и полезному. Но все мы индивидуальны. Кто-то с первых дней занимает в группе активную позицию лидера, а кому-то больше по душе «постоять в сторонке» и понаблюдать за происходящим. Задача инструктора сделать все, чтобы каждый ребенок адаптировался в лагере, раскрылся и стал частью единой команды. Сегодня мы расскажем о том, как это бывает, и с какими трудностями сталкиваются дети и инструкторы в лагере «Большое Приключение» в Краснодарском крае.

Маленьким искателям Затерянного мира, например, – самым младшим гостям «Большого Приключения» – бывает непросто перенести разлуку с родителями, особенно, если разлука случается не часто. Но над самостоятельностью надо работать, и эта работа может быть весьма увлекательной и даже приятной.

Алеша

Его зависимость от мамы была очевидна с первых минут. Алеша был замкнутым, малообщительным, он очень хотел домой, и сильно переживал от того, что мама далеко. Его не интересовали игры и занятия, он все время говорил о доме, заметно скучал. Первое время ребенок не упускал возможности позвонить маме, прятал телефон, все время искал предлог, чтобы убежать с занятий и прокрасться в заветное место (единственное на лагерной поляне), где устойчиво ловит мобильная сеть. И хотя ребята в группе к нему относились хорошо, проявляли интерес, старались разговорить, Лёша на контакт шёл неохотно. Все его мысли были о доме.

Проверяем антенны космической связи.

Проверяем антенны космической связи.

Время шло, настал день выхода в экспедицию. Его ждали все участники команды. Но только не Алеша. Накануне инструкторы предупредили ребят о том, что связи в нашей экспедиции не будет, ведь все отправляются искать Затерянный мир, и потому телефоны лучше с собой не брать. Они попросту там ни к чему! Эта новость Алексея очень огорчила. Он встревожился и заявил, что в поход не пойдет!

Инструктор группы решил поговорить с ребенком наедине. В очередной раз. Леша долго убеждал, что он беспокоится не за себя, а за маму, что не сможет без звонков домой, и поэтому в поход идти не может. В ответ он услышал, что, напротив, мама будет очень рада, если сын сможет преодолеть себя, сможет стать победителем, сможет пройти весь поход и проявит себя как настоящий мужчина.

Кажется, на этот раз инструктору удалось подобрать правильные слова. Мотивация ребенка перевалила через ноль. Леша пообещал доказать себе и маме, что он сможет пройти эту экспедицию! И порадовать маму. Инструктору пришлось согласиться на компромисс: мальчик, все-таки, возьмет телефон с собой и сможет изредка звонить домой и рассказывать о победах.

Так «искатели» отправились в экспедицию в полном составе. Неожиданно для себя Леша с головой погрузился в поиски Затерянного мира, и разговоры с мамой отошли на второй план. Весь поход он достойно переносил тяготы кочевой жизни. Было видно, что он старается!

В лагерь Леша возвращался триумфатором. Он заметно поменялся. А вернее поменял свое отношение к происходящему. Вот теперь самое время позвонить домой! Он взахлеб делился с мамой впечатлениями, которые переполняли его. «Мама, я смог!» — восторженно кричал Леша в трубку.

Фотоаппарат и кепка – к покорению «Затерянного мира» готов!

Фотоаппарат и кепка – к покорению «Затерянного мира» готов!

В последние дни смены он больше не рвался «на связь». Ребенок открылся. Леша активно выдвигал идеи для творческих мероприятий, стал более открытым! Беседы с мамой заменило общение с друзьями, которых он обрел.

На прощальном «огоньке» ребята трогательно обещали вернуться в лагерь еще раз. Леша не был исключением. Он искренне благодарил команду за незабываемое путешествие.

Вика

К каждому, даже очень «особому» ребенку можно найти свой подход, эдакий ключик, который откроет сердце даже самого замкнутого ребенка. Среди «искателей затерянного мира» встречались и такие.

Вика, как и многие дети, сначала вела себя очень стеснительно. Но постепенно дети знакомились, узнавали друг друга. Тут и проявился масштаб стеснительности Вики – девочка, словно, всего боялась. Ее пугало внимание со стороны окружающих. И выражался испуг в том, что она практически ничего не говорила. Нет, у Вики не было проблем с речью и развитием. Просто такой ребенок – молчун. Она прекрасно воспринимала всю информацию, но не говорила. Это приводило к недостаточному общению в группе и, соответственно, слабому вливанию в коллектив.

Мы действительно были взволнованы этой ситуацией, к тому же и родители просили быть внимательными к их «особому» ребенку. Решили понаблюдать: как Вика будет себя вести дальше. Дни были заполнены программными мероприятиями. Подготовка «командной визитки» одно из обязательных занятий. Оказалось, что девочка очень талантливо рисует! Она потрясающе управлялась с карандашами и красками. Все ребята с восторгом оценивали ее работу.

Так мы нашли «ключик». Во время распределения обязанностей в путешествии, инструкторы предложили Вике творческую и ответственную роль фотографа. Девочка с радостью согласилась. Еще надо отметить, что Вика очень часто что-то писала в своей тетрадке. Она успевала делать это и в лагере, и в походе. Оказалось, что девочка пишет книгу про собаку и у нее уже много таких рукописных тетрадок-«томов» про питомца. Так взрослым и ребенку удалось найти язык общения. Это был язык творчества.

Расступитесь динозавры! Мы идем!

Расступитесь динозавры! Мы идем!

Определив сильные стороны ребенка, инструкторам удалось использовать их и в налаживание общения Вики с товарищами по команде. Инструкторы часто в разговорах с ребятами отмечали, какая Вика молодец, что интересуется искусством, что у нее получаются хорошие фотографии и рисунки. Ребятам Вика казалась интересной личностью, с которой всех хотели поговорить.

Мало-помалу началось общение: сначала с соседками по палатке. Хотя на вечерних «свечках», где дети открыто делились впечатлениями, Вика все еще молчала. При этом мы видели в ее глазах желание что-то рассказать, но какой неведомый барьер останавливал девочку.

Преграду решили ломать прямыми вопросами, на которые надо было отвечать да или нет. Она отвечала. Потом – вопросы, на которые требовался ответ посложнее. Так потихоньку начался групповой диалог.

Две недели — короткая смена, и нужно успеть раскрыть ребенка. Мы всегда много говорили с Викой, рассказывали ей что-нибудь даже когда занимались обыденными походными делами. И старались, чтобы у девочки всегда оставалось время заниматься творчеством. На маршруте Вика снимала пейзажи и бабочек, в лагере она вела свой дневник, участвовала во всех командных мероприятиях и посиделках у костра. Таким образом, ребенок занимался тем, что ему было интересно, оставаясь незаменимой частью команды. Ведь на самом деле – интересный творческий человек всегда притягивает внимание. В программах краснодарского «Большого Приключения» значительное место уделяется воспитанию в детях лидерских качеств. Из Вики лидера не получилось, но и задачи нашего лагеря все-таки гораздо шире: создать для непростых детей зону комфорта, раскрыть уже имеющиеся положительные качества, попробовать их социализировать.

В конце смены многие желали Вике дописать свою книгу. Вернувшись домой, девочка создала группу в социальной сети и пообещала выложить все фотографии, которые она делала в походе. И это были действительно очень красивые снимки, в которых отражался внутренний мир «особенной» девочки.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*