ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › У вас есть лишний мусор? Тогда мы идем к вам!

У вас есть лишний мусор? Тогда мы идем к вам!

В карельском лагере «Большое Приключение» уже много лет действует экологическая программа, суть которой заключается в том, что ребята во время многодневного путешествия собирают на маршруте различный мусор. Команды инструктора Владимир Радионова несколько лет побеждали в негласном соревновании за чистоту карельской природы.

Решение об участии в борьбе за чистоту каждый принимает самостоятельно. Одна команда привозит с маршрута несколько килограммов выброшенного хлама, другая – несколько десятков, третья – несколько сотен. Каждый год на «экране рекордов» по сбору мусора появляются все новые и новые цифры. И каждый раз, когда ребята, увидев на доске почета фотографию группы, собравшей в десять раз больше, удивляются: «Как?! Такого не может быть! Они, наверное, смухлевали и приписали килограммы».

Несколько лет первенство «Маленького принца» – помните, у Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» – выигрывали команды, руководить которыми  посчастливилось мне.

2007 год, результат – 612 кг.

Это результат занимает 3 место в моем личном зачете. Маршрут поселок Волома – река Няугу не предвещал никаких рекордов. Ребята в команде подобрались достаточно активные, но не достаточно инициативные. Все началось на третий день, когда наша плановая стоянка оказалась занята другими туристами. Нам пришлось заночевать в незнакомом месте. На этой стоянке, «как на зло», оказались три тяжеленные, каждая килограммов по сорок, покрышки от грузовика. И утром наша сопровождающая Аня Нестерова с женским шармом и обаянием заявила: «Хочу рекорд! Мальчики, если вы мне не поможете, я буду грузить покрышки сама». Мальчики все поняли и погрузили. По пути нашлось еще несколько покрышек поменьше. В результате один из наших катамаранов стал напоминать подводную лодку: низкая осадка, в центре возвышается «рубка» из черных покрышек. Ребята еще не знали, что на реке нас ждет два завала, где нужно будет разгружать и обносить по берегу катамараны, вещи, и, конечно же, мусор. Они стоически все вытерпели.

Сохраняй штаны сухими – и ты станешь чемпионом

Сохраняй штаны сухими – и ты станешь чемпионом!

Апогей наступил на Андроновой горе, где на месте бывшего поселка скопилось достаточно отходов. К этому времени уже вся команда горела желанием установить рекорд по очистке, а тут – раздолье! На катамаран грузились ржавые металлические бочки, в них складывались скрученные тросы, цепи, фрагменты тракторных гусениц. Помню, был даже каркас металлической кровати. Было принято решение, что «штурмовая бригада» на связке катамаранов завезет весь этот «улов» непосредственно в лагерь, сделав небольшой крюк от Челгозера. На берегу нас тогда встречали Никита Шпаро, директор лагеря Юрий Михайлович Бабинцев и Гриша Мезенцев, отвечавший за взвешивание «экологической программы». Наш рекордный подтвердили прямо на берегу – свыше 600 кг. Но радость победы убило тихое замечание директора: «А теперь все надо отнести к мусорным бакам…» Эти 150 метров вверх по склону стали самой трудной частью нашего путешествия.

Ребята уже выросли и перестали ездить в «Большое Приключение», а вдохновительница Аня сейчас работает в топ-менеджменте крупной туристической компании.

2009 год, собрано 1224 кг.

Мой личный рекорд был поставлен в тот год на маршруте озеро Муй – турбаза Киви-Койву. Во время многодневного похода не обязательно постоянно везти мусор с собой. Заранее обговариваются места, куда может подъехать лагерный транспорт и забрать собранное. Инструктор самостоятельно взвешивает мешки, записывает сумму и сообщает в лагерь место. Но часто мусор забирают не сразу, а уже осенью, когда есть свободный транспорт и свободные руки. Этот же рекорд можно назвать абсолютным: тонна с лишним хлама была сразу доставлена в базовый лагерь и взвешена беспристрастным жюри.

Стоит отметить, что поход запомнился не только очисткой природы. Все началось еще до приезда команды, с сообщения из Москвы, что в лагерь едут восемь достаточно сложный парней. На группу назначены сразу два сопровождающих – Андрей Кобзев и Лена Садовникова, – и что нужен инструктор, который «сможет справиться». По мнению Юрия Михайловича Бабинцева справиться мог я.

И тогда нашелся смельчак, который спас всех! Ромка Хан махнул на все рукой и залез по колено в болотную жижу…

В чем была сложность? Взять, например, Ваню – 13 лет, читает плохо, разговаривает односложными предложениями, приехал в лагерь с искусанными клопами ногами. Саша – очень обидчивый, на любое замечание реагирует тем, что убегает в лес. Марк – рассудительный, но очень медлительный. Посадка на катамаран у него может занять минут шесть. На их фоне остальные парни казались супергероями, хотя в обычной школьной жизни у всех были проблемы с успеваемостью.

За три дня подготовки к походу парни достаточно хорошо научились грести, но все равно нам дали укороченный маршрут. Свободного времени в походе было достаточно, поэтому я и предложил собирать весь мусор по пути. Ребята идею поддержали.

Нам повезло уже в самом начале. Мы стартовали от нового автомобильного моста через реку. Мост построили, а в стороне, в кустах строители оставили россыпи промышленных и бытовых отходов. Часа два мы сгребали их в большую кучу. Получилось килограммов триста. Сообщили в лагерь и пошли на катамаранах вниз по реке.

В районе поселка Муезерский река долго идет вдоль дороги, здесь много подъездов прямо к воде, мест для пикников. У таких площадок мы причаливали, собирали мусор в мешки и выносили их на дорогу, по которой курсировал лагерный автобус. Аналогичным образом были отработаны все песчаные пляжи у поселка Тикша на Калмозере и любимое «шашлычное» место тикшинцев на Андроновой горе. Не обошли стороной и популярную туристскую стоянку у порога Хауда, где проблема загрязнения стоит очень остро. Попробуйте себе представить: большую часть маршрута катамараны шли нагруженные поверх наших вещей мешками, набитыми пустыми консервными жестянками и пивными бутылками, а на мешках ехали бухты с металлическим тросом, автопокрышки и прочий «негабарит».

Только в базовом лагере мы узнали общий итог, на который карельские берега в тот год стали чище.

Что было дальше? Знаю, что два парня из той команды – Илья и Костя, работают поварами в детском саду. А Лена через пару лет вышла замуж за Андрея, и у них родился маленький Вовка. До сих пор, иногда, все вместе они собираются на шашлыки в Истре. И после каждого пикника ребятам не сложно убрать не только за собой, но и довезти до ближайшей помойки все, что оставили другие отдыхающие.

У поселка вытащили из камышей покрышку от грузовика и две – от легковушек

2014 год, итог – 735 кг.

Эта цифра – рекорд минувшего лета и 2 место в моем личном зачете. Вообще, такие рекорды вызывают все больше недоумения. Как говорит замдиректора лагеря по безопасности Кирилл Вшивцев: «Экологическая программа «Большого Приключения» работает уже лет восемь, каждый год ребята собирают на маршрутах тонны мусора, так откуда он снова берется?»

Дело было в августе на маршруте поселок Муезерский – река Няугу, но вначале небольшое отступление.

Пару сезонов назад у меня была дневка на озере Тахко-ламбина, сразу за известными порогами на реке Чирка-Кемь. Катаясь по озеру и исследуя берега, мы наткнулись на левом берегу на остатки старого форелевого хозяйства: деревянные настилы, большие пластиковые поплавки, прочий скарб.

Поплавков мы насчитали около сорока штук. Полезная вещь! В лагере именно из таких понтонов замдиректора по хозчасти Василий Адамович Павлюк построил два причала. Я тогда же позвонил Адамычу, но организовать десант свободных инструкторов и вывоз добра все не удавалось.

Минувшим летом ценные поплавки понадобились, и я предложил своей команде забрать их в качестве «мусора», сделав заодно доброе дело для лагеря. Парни – группа наша полностью состояла из парней и называлась «Сухие штаны», – с радостью согласились.

Экологическую программу мы начали выполнять с первых дней похода. В августе река спала. Невероятно низкий уровень воды затруднял движение, но оголял участки берега и все, что было на дне. У поселка Муезерский, где мы собирали катамараны, парни нашли кусок рельса, вытащили из камышей покрышку от грузовика и две – от легковушек. На следующий день на болотистом участке нашли еще два больших ската. Их пытались достать всем гуртом, но пачкаться в процессе никто не хотел. И тогда нашелся смельчак, который всех спас! Ромка Хан махнул на все рукой, залез по колено в болотную жижу.

На месте оказалось, что за два года количество поплавков поубавилось. Прочесав весь берег мы нашли только двенадцать штук. Их следовало перенести к дороге, вес каждого – около 30 килограммов. Тут, признаться, я запамятовал: казалось, что от берега до дороги совсем недалеко, метров триста, а оказалось – добрый километр. Увидев это, некоторые парни скисли, и лишь благодаря усилиям самых стойких: Миши Семашко, Димы Беляева и Даниила Чупрова находки все-таки были доставлены в лагерь. Ребята трудились весь день, причем во время законной дневки, и не попросили на следующее утро дополнительного выходного.

На страничке «Участие в экологической программе» нашего Журнала группы появилась запись:

– поплавки от форелевого хозяйства: 12 штук по 30 кг каждый, итого 360 кг;
– покрышки от грузовых автомобилей: 6 штук по 40 кг каждая, итого 240 кг;
– покрышки от легковых автомобилей: 2 штуки по 15 кг каждая, итого 30 кг;
– кусок рельсы, 20 кг;
– металлический трос, 30 кг;
– мешки с прочим мусором: 5 штук, общий вес 55 кг.

Вернувшись в лагерь, мы узнали, что установили новый рекорд, причем со значительным отрывом от второго места. И вечером у костра пили чай с двумя «директорским тортиками»: один – в честь возвращения из похода, второй – за рекорд по мусору. Маленький принц, кстати, считал, что сорняки непременно надо выпалывать каждый день. Работа эта скучная, но совсем не трудная.