СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
8 (495) 960-21-28 мск
8 (812) 923-62-75 спб
Главная › Блог › Самый короткий день
0

Самый короткий день

Продолжаем рассказ о подготовке ночной экспедиции Матвея Шпаро и Борис Смолина к Северному полюсу. 24 декабря 2007 года лыжники стартовали с мыса Арктический архипелага Северная Земля. Впереди путешественников ждали 1000 км неверных дрейфующих льдов и три месяца полной изоляции и темноты, помноженной на космические морозы центральной Арктики. В первой части Борис вспоминал о зимних тренировках в российском Заполярье и попытке ночного путешествия через Гренландию. Беседу записала Юлия Пантелеева, редактор журнала «Кают-компания».

 

Первый раз на Северном полюсе

В том же, 2006 году, весной, перед Гренландией, мы с Матвеем пошли в тренировочный поход к Северному полюсу от станции «Барнео». И получилось так, что за 500 метров до цели мы увидели лагерь. Это были американцы – Пол Шурке с командой, он известен в мире путешественников как организатор переходов на собачьих упряжках. Пол пригласил нас в гости: мол, заходите, чаю попьем, тут осталось 500 м, успеете. Мы зашли, но это «зашли» оказалось надолго.

Нас напоили чаем и накормили, мне было очень интересно оказаться в такой компании. Матвей смотрит на GPS и говорит, что нас дрейфом отнесло уже на 3 км от полюса. Пойдем, говорит, поспим, а потом добежим. А утром выясняется, что за американцами прилетает вертолет. Вместе с ними мы и вернулись на «Барнео», так в тот раз и не побывав на полюсе.

Тренировка в проливе Лонга стала генеральной репетицией ночного путешествия к Северному полюсу.

Тренировка в проливе Лонга стала генеральной репетицией ночного путешествия к Северному полюсу.

Там же, на «Барнео», состоялось знакомство с Николаем Федоровичем Гавриловым – на тот момент начальником Управления авиации ФСБ. Дмитрий Игоревич Шпаро рассказал ему о плане ночной экспедиции, попросил оказать содействие в организации авиационной поддержки.

Пролив Лонга. Третий раз в истории

Наступила весна 2007 года, Дмитрий Игоревич предложил нам пройти по дрейфующим льдам через пролив Лонга. Это была отличная возможность проверить себя в условиях активно движущихся льдов, и возможность наработать «иммунитет» от белых медведей. И я, и Матвей загорелись этой идеей. К этому времени арсенал нашего снаряжения пополнился новыми спальниками, ботинками, позволяющими комфортно чувствовать себя при температурах до минус 50 градусов, гидрокостюмами.

Маршрут выбрали с острова Врангеля от мыса Блоссом на материк. Длина пролива Лонга почти 130 км, наименьшая ширина – чуть меньше 150 км. Мы были третьей командой в истории полярных путешествий, которая отважилась пересечь эту ледопроводную трубу. В 1914 году капитан Роберт Бартлетт и охотник-эскимос отправились по льдам к материку, в поисках помощи для команды раздавленной в Чукотском море шхуны «Карлук»; в 1972 году пролив с материка на остров Врангеля прошла команда Дмитрия Игоревича Шпаро.

И еще очень важно, что мы сдружились с компанией «СканЭкс» – они предоставляют космические снимки разных районов с хорошим разрешением. То есть мы могли идти, опираясь на информацию спутниковых снимков, можно было определять толщину льда, его плотность, заранее обходить полыньи.

На острове Врангеля мы оказались благодаря авиации ФСБ. Помню, перед вылетом из Москвы Матвей сказал, хлопнув меня по плечу: «Ну, если сейчас не получится, тогда все, ставим крест».

Я говорю: «Матвей, ты идешь первым, ты – тяжелый, если тебя выдержит, то меня – однозначно выдержит». Матвей делает первые шаги по льду, проходит метра три – все нормально.

Нас высаживают на мысе Блоссом 29 марта, и мы уходим по направлению к Чукотке. В этом походе вместо саней мы использовали каяки. Исходили из того, что в проливе будет много открытой воды, которую придется переплывать. Каяки в этих условиях более управляемы. У них маленький внутренний объем для размещения груза, но вполне достаточный для поклажи в 70 кг с запасами на 14 дней. В ночном путешествии мы снова вынуждены были использовать сани, так как стартовый вес перевалил за 160 на каждого.

Клуб «Приключение» плотно контактировал с компанией «СканЭкс», так что пару раз было так: мы созванивались с Дмитрием Игоревичем, и он, зная наши координаты, говорил, мол, ребята, вам сейчас надо уйти направо, пройти километр, и там будет ледовый мост. Мы шли, и эта информация, пусть с некоторым искажением, подтверждалась.

Гораздо быстрее решать проблему открытой воды помогало и наличие гидрокостюмов. Бывало, преодолев одну полынью, мы погружались в следующую, и так – несколько раз подряд. В одном месте я провалился в узкую промоину. Поскольку время позволяло, решили остановиться, поставить палатку, попить чаю, подсушиться. Выбрали льдинку пошире, поставили лагерь, заварили чаю, открываем палатку – перед нами река! К этому тоже нужно быть готовым.

Самый короткий день 22 декабря 2007 года.

Самый короткий день 22 декабря 2007 года.

Каждый день мы встречали белых медведей. Из этого перехода я уяснил для себя правила, которые читал на «Барнео» в инструкции по безопасности. Ни в коем случае нельзя бежать! Не рекомендуется садиться или прятаться, потому что и в том, и в другом случае человек будет восприниматься медведем как добыча. Медведи пытаются понять контуры неизвестного ему объекта, для этого они встают на задние лапы. А поскольку у нас с Матвеем у каждого рост под 2 метра, плюс за спиной сани, медведи не нападают сразу, идут параллельно. И в результате, мы научились спокойно воспринимать встречи с медведями.

Вот и все. 16 апреля вы вышли на берег Чукотки и возвратились в Москву.

Самый короткий день в году

Специалисты Гидрометцентра России подготовили обзорный анализ состояния ледового панциря и ветров у мыса Арктического за последние 10 лет. Мы получили рекомендации, когда в декабре лучше стартовать. Получалось: либо первая декада декабря, либо третья. Мы выбрали третью, чтобы больше времени осталось на подготовку.

На календаре 21 декабря, на завтра намечен старт, а у мыса Арктического – открытая вода. Идем по западной стороне мыса, и видим, что льда никакого нет. Матвей говорит: «Давай перейдем на ту сторону мыса и поставим палатку». Перешли. При выгрузке из вертолета у нас сдуло надувную байдарку, длина которой была 6 метров. Брали ее для того, чтобы в первые часы использовать как страховку: если кто-то провалится под лед, то можно было бы на нее опереться, вылезти из воды. Мы видели кадры Борге Оусланда и Майка Хорна: они стартовали в гидрокостюмах, шли по ледовой каше, держась руками за свои сани, пытались добраться до какого-то льда.

У нас был резерв снаряжения на о. Среднем. Матвей говорит: «Давай попросим, чтобы нам сбросили еще одну лодку». И вот мы ждем, когда сбросят, несколько часов так провели. Наконец, сбрасывают байдарку, все нормально, мы машем рукой куда-то в темноту. Матвей говорит: «Ну, пойдем, посмотрим на берег».

Подходим к береговой кромке и просто поразительно: задул восточный или северо-восточный ветер, и буквально, в пределах луча фонаря, мы видим, что ледовая каша захватывает пространство открытой воды. Выход перенесли еще на несколько часов. Мы надеялись, что шуга смерзнется.

И наши надежды оправдались! Пора! Теперь все в наших руках. Я говорю: «Матвей, ты идешь первым, ты –  тяжелый, если тебя выдержит, то меня – однозначно выдержит». Матвей делает первые шаги по льду, проходит метра три – все нормально.

Я иду за ним. Между нами байдарка, идем спокойно, и метров через 500 выходим на молодые поля.

Примерно дня через два Дмитрий Игоревич получил космический снимок, и по телефону рассказал, что поле, на которое мы вышли, оторвалось и пошло курсом на Северный полюс. Скорость дрейфа составляла 800-1000 метров в час.

Позже дрейф стал встречным, и наоборот «съедал» куски пройденного пути.

Продолжение следует

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*