ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Viam supervadet vadens

Viam supervadet vadens

Барабанная дробь и фанфары! В старшей возрастной группе конкурса сочинений «Мое лучшее путешествие» победила Варвара Бизюкина из Санкт-Петербурга. Минувшим летом девочка прошла поход 2 кат. сложность в программе «Аква-Активити. Ускорение». А это, как известно, развлечение не для новичков. Справедливости ради отметим, что автор несколько злоупотребляет специальной терминологией водных туристов, которая может быть непонятна широкому читателю. В остальном же, работа 15-летней девочки сильная, яркая, насыщенная событиями и юмором. С удовольствием отдаем Варваре первый приз.. Авторский стиль и орфография сохранены.

Дорогу осилит идущий

В августе этого года я третий раз поехала в лагерь «Большое Приключение», в водный поход 2 категории сложности, и я точно могу сказать, что этот поход стал самым запоминающимся моим путешествием.

Началось все задолго до моего заезда. Новый, 2015 год, я встретила так же в лагере «Большое Приключение», а по возвращении домой загорелась желанием попасть в число участников IX молодежной экспедиции на Северный полюс. Для этого мне нужно было пройти поход 2 категории сложности, с этой целью я поехала в лагерь в августе, и ни разу не пожалела.

В течение всего похода, начиная с однодневного, происходили забавные случаи. Иногда мы попадали в трудные ситуации, но какой поход без трудностей? «Зато будет что вспомнить», – эта фраза служила нам и оправданием, и утешением.

А мы вам рады еще больше!

Первая беда настигла нас еще в лагере – за день до однодневки начался дикий ливень. Шутки про переменчивую карельскую погоду больше не казались смешными. Не только потому, что, начиная с ливня, погода перестала меняться, но и потому что у всей нашей команды, за исключением инструктора, не было резиновых сапог. Тем временем прогноз погоды предвещал 5 дней эдакой красоты.

Несмотря на непогоду мы, конечно, вышли на маршрут, и под непрекращающийся ливень, перекрикивая шум дождя «Десятым десантным батальоном», мы все-таки дошли до нашей первой стоянки.

Никита (инструктор) сказал, что пойдет и поймает щуку «килограмма на три». Пока мы натягивали тент, он принес щуку – килограмма на три. Никита сказал – Никита сделал!

Вечер, сидим у костра, едим запеченную в углях рыбу, Нина играет на гитаре. В небе огромная луна, по тенту бьет дождь. Чем не счастье? Хотя бы только за такими воспоминаниями стоит ходить в походы.

На следующий день, к обеду, мы вернулись в базовый лагерь, а на утро ушли в многодневный поход. Все это происходило под аккомпанемент дождя, естественно. Но никто не жалуется – «мы же в двойке!».

Первый день многодневки. Вещи, гермы, камера хранения, завтрак, фото, автобус, полтора часа езды. Нас забросили на начало маршрута – «точка невозврата» пройдена.

Я не захочу останавливаться на достигнутом, что ощущение этого эйфории стоит всех затраченных усилий. Из-за этой восторга люди возвращаются на маршрут снова и снова, проходят реки, покоряют вершины, идут дальше.

Еще с первых своих походов я усвоила, что первый ходовой день – самый сложный. Здесь же в первый день мы отмотали больше 30 км, без течения, порогов и перекатов и перешли огромное Тунгудское озеро. Ближе к 11 часам вечера мы с горем пополам нашли стоянку (инструктор был на этом маршруте первый раз, соответственно, стоянки мы искали своими силами, опираясь на общее описание). Последние четыре часа непрекращающийся дождь превратился в хлесткий ливень, ветер дул в лицо, правый баллон спускал, «Десятый батальон» сменился на «Смуглянку-молдованку» – всей команде было тяжело. Лично мне было тяжело не столько физически, сколько морально. Четко запомнилось, как я от усталости, что бы сосредоточиться на гребле, про себя, в такт гребкам читала Бродского и Асадова, беспощадно ломая ритмический рисунок стихов.

Вечером кисель, три пачки макарон и три банки тушенки с фасолью и кукурузой сполна компенсировали моральный и физический ущерб.

Были такие моменты, которые, в общем-то, обычное в туризме дело, но лично у меня засели в памяти. Например, как мы перепутали поворот и вместо порога пошли по мелководной шивере. В начале мы просто цепляли камни, потом стали садиться на них через каждые 10 метров. В итоге, всем членам экипажей двух катамаранов пришлось тащить по пояс в воде каты по камням при довольно сильном течении метров двести. Потом шивера поворачивала, и в повороте начинался порог. Нам пришлось проходить его вслепую, плюс ко всему сидящий на руле упустил весло. А, так как воды было мало, то в пороге мы тоже посидели на камнях, а в конце чуть не улетели в бревно. Провозились около часа: весло поймали, шкуру не порвали, все вышли мокрые, но довольные.

Естественно, были и веселые моменты. Один из них произошел на дневке. Товарищ инструктор в пороге недалеко от нашей стоянки наловил окуней, штук семь. По его словам, приличных. Он оставил их на камнях, а сам пошел к нам. Через два часа окуней не было. В этот же день, Лиза в лесу, ночью наткнулась на, цитирую, «огромную, жирную индейку», которая оказалось не в то время и не в том месте. Индюшка, по словам Лизы, выскочила из кустов и предприняла попытку ее убить. Конечно, вероятнее всего, птица хотела взлететь, но ночью Лиза не стала разбираться в мотивах «покушения».

Уморился

Совпадение? Не думаю. Мои заскучавшие товарищи – лучшие умы Скотланд-Ярда! – сопоставив все факты, решили, что окуней (без сомнения) украла Черная Индейка. У костра поползли легенды о Черном Воднике, отдельные индивидуумы пошли точить копье на птичку. В итоге, после баек про Водника далеко от костра никто не отходил, индейка найдена не была, спать все пошли вовремя и группами, загадочно исчезнувшие окуни остались неотомщенными, а копья были сожжены инструктором лично.

Кстати говоря, весло, которое мы выловили в пороге, – чуть ли не единственное, что нам удалось поймать за весь поход, ведь с рыбой нам везло так же, как с погодой. За неделю до нас инструктор поймал на блесну 7-килограммовую щуку. В нашем же походе он утопил эту самую блесну и оборвал все лески. С таким же успехом парни ломали свои спиннинги, теряли снасти, цеплялись в заводях. Еще и окуней кто-то украл!

Или еще «одна из тех историй, о которых люди спорят». Забавный факт: со стоянки однодневного похода мы запасливые, предусмотрительные, пробитые в этом деле туристы, предвидя нехватку дров, взяли шикарный огромный сухой пень… Этот пень прошел с нами все пороги, плотины, перекаты, шиверы, реки и озера. Зачем? «Ну как же… С пнем-то, ну, спокойнее что ли…» Особенно суеверные запрещали рубить Пень на дрова, но, к счастью, надобности в том не было.

Счастливый Пень мы довезли до последней стоянки и привезли на автобусе в лагерь. А водитель сказал, что мы странные.

Помимо всего мы должны были пройти порог 4 категории сложности Кивиристи. Для многих этот порог стал самым запоминающимся моментом всего похода. Инструктор долго решал, сможем ли мы его пройти и надо ли рисковать. Но, «кто не рискует, тот моет кан». Под вечер нам, внезапно, было велено надевать спасжилеты и брать весла. Для каждого из команды, включая нашу вожатую, этот порог стал высшей точкой в личном опыте водного туризма.

Любишь кататься, люби и носить.

Так сильно ремни в стременах я не затягивала еще никогда. Все, что я помню из прохождения порога: огромная бочка, белая вода и пена. Я сидела слева на табане, справа сидел инструктор. В какой-то момент я увидела, как правый баллон подлетел выше моей головы. Нас чуть не кильнуло, но из порога мы вышли «на своих двоих». И на выходе из-за каменной береговой стены вдруг выглянуло закатное солнце! Оно сверкало в брызгах воды, как салют нашей победы! Мы осознали, что прошли это.

Сама собой появляется улыбка, беспричинный смех, солнце, вода… Это очень сильно врезалось в память. Мне пришла мысль о том, что, наверное, проходя более сложные пороги и походы, люди испытывают похожие ощущения. Я действительно поняла, что не захочу останавливаться на достигнутом, что ощущение этого эйфории стоит всех затраченных усилий. Из-за этой восторга люди возвращаются на маршрут снова и снова, проходят реки, покоряют вершины, идут дальше. Этим стремлением, желанием покорять, узнавать, исследовать, легко заразиться и его практическое воплощение в жизни – это туризм. Идти в связке, в команде, по воде или на колесах, вверх или вниз – достигать цели и получать от этого незабываемые ощущения.

Подводя черту, скажу, что это путешествие – самое яркое, эмоциональное и захватывающее. С потрясающей природой и новыми друзьями. Оно не последнее, оно – крайнее. Viam supervadet vadens.