ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Люди не меняются?

Люди не меняются?

Из всех детей, с которыми я познакомилась за время моей работы в Карелии, я чаще всех вспоминаю Свету. Возможно, вы испытаете разочарование, поскольку я не смогу рассказать об этой девочке ни веселой, ни страшной, ни душещипательной истории. Она не вела за собой команду в решающие моменты, и не была автором песни, которую пела вся команда. Она не убегала в тайгу, и не бунтовала.

Помню наше знакомство. Я работала в должности психолога-куратора и в тот вечер пришла к только что прибывшей из Москвы группе инструктора Сергея Попова. Смотрю – ребята среднего школьного возраста, лет так 12, открытые и веселые. Все из одного класса, вместе со своим классным руководителем. Было заметно, что между собой дети не дружили. Они были разделены на микрогруппы, высмеивали друг друга. В походе никто из них не был ни разу.

Первое, о чем я подумала: эта группа – благодатный материал. Из них можно слепить настоящий коллектив, перестроить их взаимоотношения, перераспределить роли так, чтобы в будущем каждый ребенок мог чувствовать себя нужным всему классу. Зная инструктора Сергей Попова, я была уверена, что эта смена станет его «звездным часом», что он сможет дать детям нечто большее, чем просто турпоход.

Девчушка командирским голосом крикнула: «Понесли!»

Девчушка командирским голосом крикнула: «Понесли!»

В стороне стояла девочка. Она была похожа на волчонка, вытащенного из норы на свет и ошалевшего от разглядывающих его людей. Думаю, если бы в тот момент кто-то сказал Свете – так ее звали, – что в лагере есть велосипеды, то она с радостью укатила бы обратно в Москву. Взгляд исподлобья, ссутуленная фигура, неуверенная походка и категорическое нежелание смотреть в глаза человеку, который с ней говорит – такой была Света. Я подумала: «Вот – вызов педагогу! Сумеет ли инструктор вовлечь ее в командную жизнь, или же поход станет для ребенка мукой?»

Отличительной чертой Светы была вопиющая неловкость. Она очень нервничала, когда ей поручали даже самые незначительные дела и обязательно допускала какие-то странные ошибки. Это всегда раздражало ребят. Если она передавала чашку с чаем, то чай проливался на всех, кто был рядом. Если она несла веревку, то в ней запутывалась не только она сама, но и непременно кто-то другой. Получался замкнутый круг: Света, словно умышленно ухудшала свое положение, фактически не оставляя ребятам выбора, кроме как смеяться над ней.

Первый веревочный курс прошел так. Группа работала слабо, с конфликтами и претензиями в адрес друг друга. Света ребятам не помогла и прошла его отдельно. На мой вопрос, насколько важен вклад каждого из участников в общее дело, Света ответила: «Мне все равно. Мне не интересно, пройдет ли испытание команда, мне она не важна». Это был один из самых резких ответов, которые я услышала за лето. Но оставалась надежда, что в походе она поменяет свое мнение. Ей придется его поменять!

Может быть, в будущем, подводя итоги жизни, я вспомню то счастливое мгновение, когда эта команда вернулась из похода. Чумазые, уставшие, но радостные ребята причалили к берегу и вместе, не ругаясь и не ленясь, стали разгружать катамаран. Я наблюдала за работой, когда за второй катамаран бодро ухватилась девчушка и командирским голосом крикнула: «Понесли!» Как вы понимаете, это была Света. Она вела себя так, слово всю жизнь была капитаном этого надувного корабля. Волоча мимо гермомешок, она деловито поздоровалась и пошла дальше.

– Сереж! – это я зову инструктора.

– Что?

– Это та самая Света?

– Да!

– Когда она со мной здоровалась, она смотрела мне в глаза!

– Для Светы у меня была дополнительная программа. Каждый день она что-то в себе должна была преодолеть. На одной из стоянок весь вечер я тренировал ее смотреть мне в глаза. Она стеснялась, нервничала, отводила взгляд в сторону, в пол, вверх. Это было испытанием для нее, но она справилась и осталась довольна. Она – молодец.

Второй способ справиться с отрицательным поведением подростков, когда они не могут договориться между собой, а следуют исключительно собственным интересам, очень яркий и смелый. Мы между собой назвали его «Анапа».

Потом Сергей много рассказывал о педагогических уловках, которые придумывал, чтобы класс, шаг за шагом, из разрозненной группы превращался в сплоченную команду, как дети вместе преодолевали трудности похода и своих характеров.

Обычных в подобных случаях воспитательных бесед или «педагогического мытья котлов» не было. Срабатывали другие приемы. Первый был применен к Алеше – мальчик в походе ленился, искал способы уклониться от работы. Тогда Сергей сказал так: «Не хочешь трудиться наравне со всеми? А что, может, и вправду, пусть работают остальные, ведь не все же тебе делать! Их вон, как много – десять человек! Сами справятся! Отныне ты освобожден от обязанностей и можешь наконец-то отдохнуть!»

Естественно, ребенок обрадовался такому повороту. Еще бы! Никаких запретов не добавилось, а от забот освободили. Но прошел один день, второй, и Алеша сам попросил разрешить ему «быть как все». У вечернего костра команда получала шоколадки, как приз за полезно прожитый день. Мальчик объяснил, что совесть не позволяет ему есть шоколад, которого он не заслужил. После этого Алеша стал трудолюбивее, старался за день сделать столько дел, чтобы вечером не было стыдно сидеть в кругу товарищей.

Второй способ справиться с отрицательным поведением подростков, когда они не могут договориться между собой, не хотят действовать командно, а следуют исключительно собственным интересам, очень яркий и смелый. Мы между собой назвали его «Анапа». Сергей сам брался за дело, например, начинал готовить обед, и говорил: «Так, устал я что-то, хочу на море! А ну-ка, сделайте мне здесь Анапу! Света, Оля! Бегом на берег, стройте замки из песка! Саша, знаешь, как кричат чайки? Вот, бери себе в помощники соседей по палатке, будете целой стаей чаек! Та-а-ак, что у нас еще есть на море? Точно! Вареная кукуруза! Девчонки, вы будете на пляже продавать кукурузу! Что? Не умеете? Вот вы сейчас кричите, что не умеете, как раз таким голосом, как нужно!» В итоге вместо долгих нравоучений и окриков ребята, неожиданно для себя, получали роли в эдаком театральном экспромте. И каким бы плохим ни было у них настроение, на лицах детей появлялись улыбки, а абсурдность происходящего отодвигала на второй план усталость, обиды, грусть. В итоге, ребята, объединенные смехом, присоединялась к «отдохнувшему» Сергею и вместе готовили обед.

Сумеет ли инструктор вовлечь ее в командную жизнь, или же поход станет для ребенка мукой?

Сумеет ли инструктор вовлечь ребенка в командную жизнь, или же поход станет для него мукой?

Не малую роль в воспитательном процессе сыграла Евгения – учитель, который на время смены из классного руководителя смогла превратиться в заботливого и доброго, но в то же время требовательного старшего товарища. На ней лежала ответственность за учеников, в глазах ребят она была формальным руководителем, но Евгения смогла предоставить инструктору полную свободу действий, не вмешивалась в работу, дала возможность реализовывать программу «Большого Приключения».

В последний вечер команда Сергея «оживила» старую традицию лагеря «Большое Приключение» – передавала новоприбывшей группе вещи, которые, как выразились сами ребята, помогли им «выжить в походе». Там были всякие мелочи, вроде антикомарина, салфеток, печенья. Бывалые написали новичкам письмо, в котором давали советы и делились хитростями походной жизни, исходя из собственного, такого маленького и вместе с тем такого огромного и ценного опыта.

У автобуса, увозившего ребят на вокзал, они никак не могли расстаться с инструктором, требовали от него обещаний приходить в гости, сами непременно хотели вернуться сюда в лагерь – к нему! – следующим летом. Сергей обещание выполнил – пришел в гости в школу. А потом они все вместе пришли на игру в парк Сокольники 27 сентября.

А я встретилась уже с московской школьницей Светой через два месяца, когда ее класс приехал на программу в парк высотных тренажеров в Рузе. Веселая, открытая, красивая девочка со счастливыми глазами обняла меня, и в этот раз я подумала, что вот именно ради таких мгновений стоит работать и жить.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии
  1. Наталья
    5

    С группой, о которой рассказывает Алина, мне довелось побывать в Рузе в качестве сопровождающей этой осенью. Читала и не могла поверить, что это про них, про ребят, среди которых так захотелось сразу стать ровесницей, одноклассницей, другом. Среди ребят, которые знают что такое забота, поддержка, помощь, внимание друг к другу!
    Ту самую девочку Свету я отметила для себя еще на предварительном занятии! А знаете почему?! Она очень пристально смотрела на меня, почти сверлила взглядом!
    Чудеса…! :)))