Чему верить?
Есть у нас застарелый конфликт. Причем это конфликт документов. Ситуация в следующем. В какой-то момент, после завершения программы лагеря, на руках у ребенка и его родителей оказываются два документа: справка о зачете похода и письмо от инструктора с кратким описанием того, как проявил себя в «Большом Приключении» юный путешественник. И случается, что родитель читает о своем ребенке слова, как ему кажется, друг другу противоречащие. Как такое может произойти?! Давайте разбираться.
О том, что такое справка о зачете похода, великолепно рассказал в своем очерке Юрий Михайлович Бабинцев.
– Получая справки, родители думают, что ребенок провинился в чем-то, – уверен директор карельского «Большого Приключения», – поэтому ему не дали нужную рекомендацию, такой школьный подход – раз не дали, значит провинился. А проблема в другом – человек не соответствует требованиям, которые предъявляет более сложный маршрут.
Письмо от инструктора – вещь не столь официальная, но более тонкая. В нем инструктор выводит на первый план человеческие качества участника похода, и анализирует их, не ставя во главу угла такие категории как «безопасность похода», «формирование туристских навыков» и так далее. Инструктору важно показать родителям то, чего они в принципе увидеть не могут: как проявил себя ребенок в их отсутствие, да еще и в непростой ситуации. Более того, инструктор ставит перед собой задачу выделить сильные стороны ребенка – чтобы родителям было, на что опираться в дальнейшей воспитательной работе. Недостатки и так на виду, родители знают, или, по крайней мере, догадываются, что ребенок ленив, неактивен, несамостоятелен, а вот то, что в экстренной ситуации он не теряет способность соображать и умеет сохранять спокойствие, родители могут и не знать.
Итак, нашим инструкторам приходится совмещать в себе педагога-профессионала и инструктора по туризму. Это очень и очень непросто. Педагог обязан раскрыть личностную парадигму каждого участника. Инструктор по туризму обязан довести группу из точки А в точку Б, научить ее элементарным навыкам жизни в природе, и обеспечить безопасность, вернув из похода детей их родителям живыми и здоровыми. Вам это подтвердит любой инструктор по «взрослому» туризму. Какая там педагогика?! Там просто – взошли на Эверест, спустились вниз и cлава Богу! Но для нашей концепции активных путешествий для подростков этого недостаточно. Пример этот намеренно упрощен именно для того, чтобы подчеркнуть, что в детском туризме руководитель группы (или руководитель турсекции) не только тренер, но в равной степени и педагог-воспитатель.
Возьмем конкретный пример – рассеянность. Для спортивного туризма – это однозначно негативная черта, и в справке о зачете похода за это по голове не погладят. Это повод снизить оценку готовности к более сложным маршрутам.
Не стоит расстраиваться из-за несовпадений оценки способностей ребенка в справке и в письме от инструктора. Это просто взгляд с разных сторон. Кстати, помогающий объективно воспринимать ребенка.
Для педагогики данное качество – скорее повод для вопросов: в чем причина? Как бороться? Возможно, причина рассеянности более чем положительная – ребенок сосредоточен на других, интеллектуальных, задачах и не может переключиться на актуальную деятельность. Или погрузился в мир воображения и проигрывает в голове увлекательнейшие сюжеты. Для педагога все это – возможные плюсы, резерв для работы, это то, что может быть использовано во время бесед у костра или в играх. Вот и спорят турист с педагогом: «Нам порог проходить, а он не может сосредоточиться!» или «У него богатейшая фантазия, не представляю, что бы мы делали по вечерам без его рассказов!» Справку о зачете похода пишет в большей степени инструктор по спортивному туризму, и он может не рекомендовать ребенка к более сложному путешествию, письмо пишет в большей степени педагог, и он с полным правом может похвалить ребенка за его личностные качества.
Но ведь похожие ситуации бывают и в обычной, непоходной жизни. Разве не может сказать тренер: «У вас очень, очень хороший ребенок, такой добрый, такой отзывчивый, но наш спорт – не совсем его… Если хочет, пусть ходит, для здоровья это полезно, но побед в соревнованиях не ждите». Это тоже своеобразный «недопуск» на более высокую категорию. Так же может быть в изобразительном искусстве – рисуйте для души, но не мечтайте о Строгановке. Также с музыкой… Поэтому не стоит расстраиваться из-за несовпадений оценки способностей ребенка в справке и в письме от инструктора. Это просто взгляд с разных сторон. Кстати, помогающий объективно воспринимать ребенка и не ставить перед ним непосильных задач.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Нам в этом году письмо от инструктора тоже не пришло. Дочь была в июле в Карелии в программе Мульпутешествие. Очень жаль, так как очень ждали.
Эх, нам, к сожалению, письмо тоже так и не пришло. А ведь блестящая инициатива.
Увы, тоже не получили ни справку, ни письмо. Глеб, был в Карелии в августе 2016г. Первых пару месяцев очень ждал весточку из лагеря, сейчас и забыл уже.
В июне сын был в Карелии. До сих пор ни он, ни другие участники группы письма от инструктора не получили. Осенью звонили в офис, спрашивали, в ответ ничего вразумительного не услышали…
Добрый день!
Мой сын Лацис Герман был второй раз в лагере в июле этого года. Привез справку с блестящими результатами, а вот письма от инструктора Надежды мы так и не дождались.
И нам, к сожалению, тоже не пришло никакого письма.
Насколько это «немного позже», если прошло уже полгода после сплава на катах?
Добрый день! А письма от инструкторов всем приходят? Просто нам письмо не приходило?
Письма отправляются всем участникам программ в Карелии, Краснодарском крае и Крыму.
Нам тоже не приходили :( Сын был 2 раза в Карелии
О, да!!! поддерживаю Екатерину на все сто!!! Считаю, что письма из лагеря от инструкторов очень важны для родителя. Мы можем часто слышать не вполне позитивные отзывы о своём чаде от «прочих» взрослых, (учителей, соседей), и понять, что твой ребёнок не такой уж «негодный» (и в кавычках и без) можно и важно именно от человека, прошедшего с ним бок о бок не один километр, намотавший не один десяток велочасов, веслочасов или шагочасов (как кому повезло). Так, как проявляет себя ребёнок в неординарной ситуации похода, когда обостряются все черты характера и проявляются «спящие», да ещё в отрыве от тёплого домашнего гнёздышка, мы, родители, можем узнать только из письма инструктора, смею надеяться, с объективной оценкой его действий и поведения.
К чему это я всё? да к тому, что плохо письма от инструкторов в этом году приходят. Слёзно просим наладить с почтой контакт на всевозможных уровнях, дабы заветные и долгожданные письма всё ж-таки нашли своих адресатов, и мамы смогли бы-таки найти повод для слезы умиления, а папы для плохо скрываемой гордости за чад своих ))) К тому же в наш век уходящего эпистолярного жанра «живое» письмо оттуда… из заветного места, с которым связано так много воспоминаний, это большая радость )))
Впереди новый год и новое лето. Наше новогоднее обязательство — наладить почту на всех уровнях :)
Интересно. А где можно получить (прочитать) письма от инструкторов? Оба раза нам выдавали только справки.
Письма от инструкторов приходят немного позже и по почте.
Нет, мне не приходили. Ни в августе, ни в декабре. Поэтому, собственно и возник вопрос. Про наличие писем я узнала только прочитав эту статью
Совершенно справедливо. И родителям нужно это понимать. Ведь инструктор помогает добиться в воспитании их собственного ребёнка тех результатов, которых не удалось добиться самим родителям.