ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Михаил Егорченков. Ломаем стереотипы

Михаил Егорченков. Ломаем стереотипы

11 декабря в Департаменте образования города Москвы состоялась пресс-конференция c участием Дмитрия и Матвея Шпаро, заместителя руководителя департамента Маргариты Русецкой и директоров московских школ. Журналистов познакомили с опытом реализации авторских программ «Наш выбор» и «Шаг навстречу» по профилактике девиантного поведения подростков, проводившихся летом и осенью 2013 года в детском оздоровительном лагере «Большое Приключение» в Карелии и в парке высотных веревочных курсов в Рузе. В программах  приняли участие 1800 подростков из 80 образовательных учреждений столицы.

«Активные путешествия могут быть очень хорошим методом воспитания, некой средой, в которую можно погрузить ребенка, –  открывая встречу сказал Матвей Шпаро. – Так путешествия превращаются в некий учебный план, в последовательные занятия, которые позволяют решать различные образовательные задачи. Путешествия становятся методически структурированными. Это, наверное, основное отличие наших программ от того, когда дети просто ходят в походы».

Один из главных выводов, который можно сделать по результатам проведения программ, заключается в том, что ярлык «трудный подросток» зачастую является надуманным. Дети, стоящие на внутришкольном учете, дети «группы риска», и, так сказать, «социально успешные» дети отличаются друг от друга незначительно. В обеих группах есть подростки  с высоким уровнем агрессии или низким уровнем волевого самоконтроля. Это говорит о том, что отнесение подростков к категории «группы риска» в большей степени связано с субъективным восприятием взрослыми (в частности, педагогами) любого вызывающего поведения, как девиантного.

Это мнение разделяет и директор школы № 440 Михаил Егорченков. Публикуем его выступление.

 

В сентябре на электронную почту школы пришло письмо из ЦДОД «Лаборатория путешествий» Матвея Шпаро с предложением принять участие в программе веревочных курсов  с детьми «группы риска». Профилактике негативных явлений среди учащихся, работе с «трудными» подростками, наша школа уделяет большое внимание. Мы активно используем все известные формы и методы для поддержки и коррекции поведения таких  ребят. Это и система воспитательных мероприятий в школе, и организация досуга учащихся за ее пределами. Используем все возможности социума: организуем выезды, участвуем в социально-значимых программах. Поэтому, 3 ноября 38 наших учащихся и 4 педагога отправились в Рузу.

Для нас «трудные дети» – это не дети, с которыми нам взрослым трудно, это дети, которым просто – трудно. Трудно в учебе, в общении, трудно стать положительным лидером… У взрослых, у сверстников по отношению к «трудному» ребенку формируется стереотип неуспешности: неуспешен в учебе, неуспешен в достижении социального статуса. Но у ребенка школьного возраста есть потребность самовыражения, желание быть  лидером. И он проявляет себя, как может и в чем может. А это может быть и хамство, и агрессия по отношению к окружающим.

Занятия в Рузе для себя мы назвали «Ломаем стереотипы». Почему?

Работая в тесной команде,  в одной связке, дети и взрослые преодолевают препятствия. В ситуации, где нельзя остаться одному, в стороне,  у ребят, незаметно может даже для них самих, проявляются такие качества как взаимопомощь, взаимоподдержка, настрой на победу команды.

Рубикон ломает стереотипы

Рубикон ломает стереотипы

И взрослый, который руководит группой, и другие ребята «открывают» для себя этого «трудного» ребенка  с неожиданной стороны. И стереотип ломается. «Трудный» подросток видит  иное отношение к себе, о нем говорят хорошие слова, положительно оценивают его действия, ему доверяют, к нему прислушиваются. У ребенка повышается самооценка, он получает удовлетворение от того, что стал «положительным героем». Да, он не успешен в учебе, но его личностные качества достойны похвалы. О нем говорят в школе, учителя ставят его в пример. Это большая заслуга данной программы.

Например, в рамках школы добиться от «трудного» ребенка участия в творческих мероприятиях нелегко. Им сложно себя проявить перед людьми, у которых сложился в их отношении стереотип «трудно, сложного». А здесь хорошо организованный досуг и творческая работа позволили ребятам открыться для окружающих, лучше узнать и понять самих себя. Они все вышли на сцену и проявили свои творческие способности,  преодолев неуверенность, страх публичности, робость, застенчивость.

В обстановке малой сплоченной группы, которой руководили хорошо подготовленные инструкторы,  ребятам из «группы риска» удалось завоевать положительный авторитет у сверстников и увидеть для себя новый положительный вектор развития.

Данная программа предполагает создание ситуации, в которой к «трудному» ребенку окружающие проявляют доверие, уважение и неожиданное для него самого положительное отношение. А это неизбежно вызывает у подростка недовольство собой в обычной жизни,  побуждает избавляться от недостатков. Вернувшись в школу, ребенок расширяет  положительные связи с окружающими, налаживает социальные контакты, в том числе со взрослыми, активнее участвует и в учебной, и во вне учебной общественно-полезной деятельности. Происходит организация нового образа жизни подростка, в котором закрепляются и развиваются положительные качества.

У наших ребят, сопровождающих их взрослых, родителей программа получила большой положительный отклик и высокую позитивную оценку. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Являясь членом Комиссии по делам несовершеннолетних района Восточное Измайлово, я буду рекомендовать эту программу для работы с трудными подростками в районе.

 


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии