СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Максимальный эффект

Максимальный эффект

Я сразу допускаю, что могу быть неправ и готов выслушать разные контраргументы. Мне кажется, что раньше – в советское время – люди ходили в походы немножко иначе. Они не заморачивались и не формулировали какие-то особые воспитательные и образовательные цели. А ведь очень важно, что ты формулируешь, и как ты формулируешь. Люди ходили с детьми в походы, чтобы пройти из точки А в точку Б. Они занимались воспитанием, однозначно занимались! Но это было неким фоном, неким само собой разумеющимся процессом. Конечно, это даже прописывалось во всяческих документах, но я сейчас о другом.

Я очень хорошо помню, что когда я ходил из Опалихи в Подрезково или сплавлялся по речке Пра на осенние каникулы, наша задача была в одном случае – пройти из Опалихи в Подрезково, а в другом случае – из Спас-Клепиков до Брыкина Бора. Все! Встали – пошли, встали – погребли. Могли происходить невероятные вещи – руки порой замерзали настолько, что весло из них нельзя было вырвать. Мы преодолевали себя, трудились, общались, приобретали навыки работы в команде. Понятно, что все это было. Но наши старшие наставники, инструкторы не акцентировали на этом внимание, это было само собой.

Групповые развивающие занятия – важнейшая часть программ «Большого Приключения».

Групповые развивающие занятия – важнейшая часть программ «Большого Приключения».

Так вот мое убеждение: если ты акцентируешь внимание на некоторых принципиальных моментах, если проговариваешь это, анализируешь вместе с детьми, и уж тем более, если ты проводишь несколько специально продуманных занятий или упражнений на развитие социальных компетенций, то эффект от путешествия будет на порядок выше. Точно выше, чем у человека, который ничего не озвучивает и ни на чем внимание не акцентирует.

Если вспомнить ту же самую Рязань, осенние походы, речку Пра, которая в ноябре покрывается ледком. Это, конечно, настоящее испытание для подростка – байдарочный поход на осенние каникулы. Тебе холодно, мокро, постоянный дискомфорт, и ты все равно гребешь, помогаешь более слабым, преодолеваешь дикую усталость ради успеха всей команды. И если бы вечером у костра проводилась беседа о событиях дня, если бы что-то особо принципиальное было как-то правильно закреплено, то, может быть, я бы многое понял, когда мне было 15 лет, а не 25-30. Все-таки чтобы чему-то научиться, ты должен это не только сделать, но и понять, что ты делаешь, а с этим у детей сложновато.

Я думаю, что детский туризм, должен потихонечку приходить к тому, чтобы стать явным, не подспудным, а именно явным методом развития важнейших социальных компетенций.

Должны появляться новые методические идеи, разработки, новые программы, которые будут нацелены на то, чтобы дети получали необходимые навыки для дальнейшей жизни. Весь мир идет именно к этому. Все об этом говорят: какие-то профессии отмирают, то, чему ты учишься сегодня – конкретные знания, умения и навыки, связанные с науками, могут не понадобиться завтра. Ты должен уметь адаптироваться к быстро меняющейся обстановке, должен оперативно принимать решения, находить контакт с новыми людьми. Если тебя с одной работы выгнали, ты не должен отчаиваться, ты должен искать другую работу. Для другой работы недостаточно тех знаний, которые ты получил в институте – нужно пойти куда-то учиться заново. Неотъемлемо с предметными знаниями успешность человека будет определяться наличием каких-то других навыков.

И путешествия такие навыки дают.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Комментарии