ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Экстрим? Не знаю…

Экстрим? Не знаю…

Очень часто приходится слышать слова удивления и восхищения от людей, которые знают о наших путешествиях к Северному полюсу по дрейфующим льдам. Причем понятно, что в их представлении это нечто максимально экстремальное. Но с этим я не могу полностью согласиться. В моем понимании экстрим – это синоним выделения какого-то безумного количества адреналина. Ты прыгаешь со скалы со специальными крыльями, как это делал Валера Розов – выдающийся спортсмен и мой добрый  знакомый, – десятки метров свободного падения, потом расправляешь руки и начинаешь полет… Я думаю, что в какой-то момент сердце останавливается, а потом начинает бешено колотиться, ты испытываешь невероятные эмоции, и это называется экстрим. Или в море: несешься с безумной скоростью, сильный ветер кренит яхту, а ты свешиваешься с другого борта и чувствуешь, что находишься на грани – еще чуть-чуть и яхта перевернется, потому что твоей силы, твоего веса не хватить, чтобы удержать в повиновении эту мощь. Тоже экстремальное занятие. Ты ползешь по скалам – со страховкой или без, сливаешься с ними, становишься их частью, но стоит тебе чуть-чуть ошибиться, выбрать не тот зацеп – и срыв! Или спуск на горных лыжах без предварительной разведки по каким-то страшно крутым кулуарам… Много еще чего можно увидеть в роликах в интернете, и даже при просмотре захватывает дух.

Адреналиновый полет / фото Pierrickcontin.fr

Адреналиновый полет / фото Pierrickcontin.fr

А когда идешь на лыжах к Северному полюсу, никакого адреналина не выделяется. Может быть, пару раз за двадцать лет путешествий по дрейфующим льдам, у меня было нечто подобное – например, когда я стал свидетелем рождения торосов. Полярной ночью мы с моим напарником Борисом Смолиным вышли на пространство, где в движении находились многотонные глыбы льда. Кусище пять метров в длину и три метра в ширину вдруг начинает переворачиваться. На его месте появляется новый такой же, один громоздится на другой. Плиты ломаются, на поверхность вылезает что-то еще… При этом ты видишь только то, что находится в двух-трех метрах от тебя, и абсолютно не понимаешь, что происходит чуть далее – в 10-15 метрах… И если говорить об адреналине, который соседствует с дикими страхом, то и того и другого было в избытке.

Но это редкий случай, а в остальном, я думаю, неправильно ставить арктические путешествия на одну плоскость с действительно экстремальными видами спорта. Да, есть напряжение, есть трудности, есть максимальная мобилизованность организма, но всплески адреналина – скорее исключение. На самом деле, для меня в арктических и других активных путешествиях важно не это.

Важно, что в любом путешествии человек постоянно находится в состоянии принятия решений.

Куда идти? Куда идти? Когда делать привал? Где встать на ночлег? При этом природа в любой момент может внести свои коррективы. Ты рассчитывал дойти до хорошей стоянки, но начался дождь – что разумней: быстрее встать, где попало, или потерпеть и разбить лагерь в хорошем месте? При этом есть сотни исходных данных, которые надо учесть: сила дождя, усталость группы, наличие дров и так далее, и так далее. Твой мозг должен быстро проанализировать информацию и выдать ответ. Возможно, неправильный – и потом твоя команда устроит «разбор полетов». Но в любом случае, ты получишь опыт – бесценный опыт принятия самостоятельных решений.

Таким образом, путешествие – это не погоня за острыми ощущениями, а великолепный тренинг, который, кстати, может длиться и две недели, и три, и месяц, что дает закрепиться навыку принятия решений. Никакая школа, с ее крайне регламентированным распорядком дня и жестким расписанием уроков, не даст такого опыта, да это и не входит в ее задачи. Школа дает знания, активные путешествия – развивают способность не теряться в сложных ситуациях и во время применять эти знания. Это понимаю не только я, что подтверждается успехом недавно завершившегося проекта #директорВпоход. Многие и многие директора московских школ откликнулись на призыв отправиться в путешествие со своими учениками, потому что прекрасно осознают, каким мощным подспорьем в их работе может быть активный туризм. Сегодня директора с учениками стали участниками управленческого тренинга в Краснодарском крае, но идея проекта далеко не исчерпана. Задача-максимум – дать возможность всем школам использовать ресурсы активного туризма в самых разных целях: педагогических, психологических, физкультурно-оздоровительных – любых.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии