Успех. Каждый из нас добивается его по-разному. Как его достичь, а главное – удержать? В современной жизни не каждый взрослый может ответить на этот вопрос. А если вы – подросток? А если лишены слуха? Или больны детским церебральным параличом? Или имеете другие отклонения в здоровье, то достичь успеха вообще невозможно? Нет! Категорическое! И это на собственном примере доказали учащиеся коррекционных школ, с которыми работают педагоги Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий», ставшие участниками двухдневной спортивной и образовательной программы «Формула успеха», прошедшей 25-27 мая в парке высотных тренажеров «Открытие» в подмосковной Рузе.
Команда организаторов и инструкторов с некоторым волнением ожидала участников программы, ведь к нам ехали особенные дети – 60 учеников московских специальных (коррекционных) школ. В течение трех дней ребятам вместе с педагогами и инструкторами предстояло не просто выработать свою Формулу успеха, но и проверить ее в действии.
Искать слагаемые победы детям предстояло не раскачиваясь. Уже сегодня на общем вечернем сборе каждая группа должна творчески представить свою команду, художественно объяснить зрителям, что, по их мнению, входит в Формулу успеха. Поэтому график у ребят жесткий: пройти нижний веревочный курс, обсудить в процессе тематической беседы, в чем секрет успеха и что помогает его достигать и, конечно же, придумать и отрепетировать само выступление.
Прохождение курса «Создание команды» дало детям возможность почувствовать силу коллективной работы, выработать стратегию, научиться доверять своему товарищу. А тематическую беседу оживили небольшие мультфильмы, которые помогли ребятам определить основные составляющие формулы успеха.
После ужина все участники собрались в уютном зале. Презентации команд встречались аплодисментами. Покорили ребята, певшие на языке жестов. Совершенно по-особенному звучали слова песни Димы Билана «Я знаю точно – невозможное возможно!» из «уст» молодого человека, практически лишенного слуха. Формы представления были разные: инсценировка, акробатические трюки, сказка. Составляющими успеха подростки называли силу, ум, сообразительность, чувство юмора, красоту, храбрость, оригинальность, целеустремлённость, умение работать в команде.
Вечер знакомств завершился зажигательным выступлением команды инструкторов и «живым коридором» с дружескими рукопожатиями, по которому прошли абсолютно все собравшиеся.
На завтра детей ожидали новые приключения.
Утро началось с бодрой совместной зарядки. А сразу после завтрака каждая команда должна была убедиться в верности своей формулы успеха: силу проверяли на скалодроме, целеустремленность и сообразительность – на «Лестнице Якоба», умение работать в команде – на «Рубиконе». О чувствах ребят можно было с уверенностью судить по их лицам. Страх и неуверенность, а иногда и отчаяние овладевали не только подростками, но и педагогами, которые лазали по канатам наравне с детьми. Как же хотелось некоторым вернуться на твердую землю! Но инструкторы, выуживая из глубин детских душ невероятные силы, добивались полного выполнения задания. Вот теперь вспыхивали совершенно иные эмоции: счастье и восторг, уверенности в себе и в тех, кто с тобой рядом! Приходило осознание того, что каждый в команде и команда в целом – успешны!
Завершал испытания «Триумфальный круг» из десяти заданий, выполнив которые дети получали цветные ленточки и собирались на «Поляне мечтаний». Здесь каждую группу ждал свой огонек. Присев у свечи каждый мог подумать о чем-то своем заветном и услышать красивую легенду, о том, как молодой человек, благодаря вере в свою мечту, смог ее осуществить.
Символичное завязывание цветных ленточек на дереве желаний стало лирической «точкой» прожитого дня, который утвердил ребят в уверенности, что выработанная ими формула успеха действует, что у каждого человека без исключения есть шанс на победу, нужно просто верить и упорно идти к своей цели.
Луиза Хей, автор серии книг объединенных темой «Помоги себе сам», писала: «Идти всю жизнь от успеха к успеху – право, данное нам от рождения. А если так не происходит, значит, мы еще не сумели правильно оценить свои способности, не верим в возможность успеха или просто его не осознаем». Смею надеяться, что ребята, побывавшие в Рузе, теперь будут идти по своей жизни от успеха к успеху, осознавая и преумножая его, а огонек на Поляне мечтаний напомнит им о первой победе над собой, над обстоятельствами, вселит веру в поддержку и силы тех, кто идет рядом.
Любовь Лаврова,
педагог-организатор ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий».
См. также: