ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Как мы ходили в «Одиссею». Продолжение

Как мы ходили в «Одиссею». Продолжение

Продолжение «путешествия дилетантов» от белых гор до черных морей. Впереди у героев три дня приключений и сказочных встреч с богатырями и лесными чудесами. Родителям, отправляющим своих детей в краснодарское «Большое Приключение», безусловно, пригодятся опыт и полезные советы взрослого человека, прошедшего детским маршрутом.

День 2. Верните мои сапоги!

Утро в походе – это нечто особенное. Впереди долгий ходовой день, приключения, а может и трудности, и борьба. Но пока ты не знаешь, какие сюрпризы поджидают тебя за очередным изгибом тропы. Хорошо, если это утро ясное. Можно спокойно посидеть у костерка, зарядить аккумулятор энергетическим зарядом завтрака, залить в бак чашечку кофе или чая. Потом спокойно собраться, и вперед – навстречу новым открытиям!

В это утро нас приятно удивила погода – на небе ни облачка. Многообещающее начало дня. Мы шли по утреннему лесу, болтали о чем-то приятном, легкие наши наполнялись чистейшим горным воздухом. Путь преградили массивные ворота, от которых в обе стороны расходился высокий забор. Над воротами красовалась резная надпись «Кордон Черноречье». Это был вход в заповедник. Там, справа от ворот, висит небольшой металлический колокол, похожий на корабельную рынду. Мы позвонили в него, и через несколько минут два егеря впустили нас в заповедный лес.

Позвони в колокольчик – дверь и откроется.

У калитки был вкопан деревянный столб с отметкой «0» — это нулевой километр, отсюда начинается отсчет пути до кордона Пслух – последнего в заповеднике со стороны Красной Поляны. Рядом с ним разместилась табличка: «Маршрут № 8. Через перевал Аишха до Черного моря 53 км». Все это вдохновляло на приключения, казалось, что за этими воротами спрятана какая-то волшебная страна: Лукоморье, Тридевятое царство или Застенье.

А за «стеной», похоже, начиналась зима. Пока егеря проверяли наши документы и заносили данные в свои гроссбухи, на небе стали появляться облака-разведчики, а затем и тяжелая артиллерия в виде грозных туч подкатила. Мы осведомились о погоде на кордонах, спросили сколько туристов на маршруте на данный момент. Егеря ответили, что погода пасмурная везде, а туристов всего четверо, включая нас. С маршрута было велено не сходить, костры жечь в строго предназначенных для них местах, не забывать отмечаться на каждом кордоне.

Я не ошиблась, за воротами была сказка! Реки здесь казались особенно изумрудными, сосны и пихты тянулись выше тех, что мы видели еще вчера. Смотреть только вперед было выше моих сил, ведь вокруг такая красота. Я часто останавливалась, доставала фотоаппарат, это замедляло наш темп. А надо было смотреть под ноги! На первом же километре мы увидели на тропе следы косолапого. До этого такой отпечаток я видела только на фото. Легкая дрожь пробежала по спине.

Медленно, но неотвратимо надвигалась гроза. Заморосил дождь, а через пару часов буря разыгралась не на шутку. Мы отметились на следующем кордоне с патриотичным названием «3-я рота», добежали до стоянки неподалеку и решили пообедать и переждать непогоду. Здесь мы встретили тех двух туристов, которые находились в заповеднике помимо нас. Двое мужчин шли в обратном направлении: от Красной Поляны к Черноречью. Дождь хорошенько их напугал. На них были тонкие дождевики, которые можно купить в любом супермаркете за скромную сумму. Тонкий целлофан разлетался на ветру во все стороны и легко рвался.

В этот день мы планировали пересечь хребет Малые Балканы, а следом и Большие Балканы, добравшись к вечеру до стоянки у кордона «Умпырь». Волшебная тропинка вскоре сменилась сыпухой, а потом и большими валунами. Начались затяжные подъемы. И чем выше мы поднимались – тем сильнее лил дождь. Ботинки предательски скользили и давили на суставы. Мы уже порядочно набрали высоту, и мне хотелось отдохнуть, рассмотреть зеленые горы, но проливной дождь гнал нас дальше и дальше.

На Больших Балканах наши дождевики, как по щелчку, стали пропускать влагу, а новые ботинки, на которые я так надеялась, превратились в колодки каторжанина. Смотровая площадка, которую я столько раз видела на фотографиях детей – место, где я мечтала оказаться – стала для меня переломной точкой, моментом горького отчаяния, которого я так боялась. Тело ломило от усталости, ноги промокли, дождю конца и края нет, а до ночевки еще семь верст и все по горам.

Далекие туманные горы.

Мы все же добрались до кордона. Вероятно, вид у нас был очень жалкий. Егерь, встретивший нас у калитки, сразу предложил нам зайти в сторожку и велел сесть у печки – греться и сохнуть.

У доброго лесного сторожа мы остались ночевать. За чаем он рассказал нам множество историй про заповедник и его жителей. Мы развесили мокрые вещи вокруг печки и упали без сил. Перед сном договорились, что рисковать не будем и если завтра погода не улучшится – мы пойдем назад.

После тяжелого дня я уснула еще на полпути к подушке. Мне снилась буря, непогода, зубры и лагерь «Большое Приключение».

Советы второго дня:

1. Со всей серьезностью отнеситесь к выбору дождевика. Не нужно недооценивать важность этого элемента снаряжения в походе.
  2. Если с собой у вас есть какая-то техника – приобретите гермомешок, который надежно защитит ее от попадания влаги. А лучше – и вовсе не берите с собой дорогостоящие гаджеты.
  3. Не пожалейте места в рюкзаке для парочки непромокаемых сапог. Сейчас есть силиконовые модели, которые весят гораздо меньше своих предшественников из резины. Подберите к ним стельки и удобные шерстяные носки. Главное, чтобы вода не заливалась в них сверху. Удобны в этом смысле сапоги с текстильной утяжкой-«фонариком» на голенище.

День 3. Богатыри и сказочный лес.

За ночь все наши вещи высохли. Проснувшись, я еще долго не открывала глаз. Мне было страшно смотреть в окно, я боялась увидеть там дождь. Но судя по тишине – дождя не было. Мы вышли из избушки. Солнце только вставало, и на склонах, окружающих кордон, низко стелилась легкая дымка. «Погода улучшается, гроза ушла на Псебай», – обрадовал нас егерь. Сомнений нет – можно идти вперед, радости моей не было предела!

Больше в дождь мы не попадали, солнце было нашим спутником до самой Красной Поляны. Основная часть маршрута в этот день проходила по лесу, который снова стал волшебным и сказочным. Ближе к обеду мы даже встретили здесь трех богатырей. Из глубины чащи к нам на встречу медленно и важно вышли три лошади, на которых восседали три грозных бородатых великана. Не больше, не меньше. Но богатыри оказали всего лишь местными егерями. Они, как настоящие стражи этих лесов, проверили наши документы, пропуска и пожелали доброго пути.

Мы были там!

В этот день все было легко. Рюкзак уже не натирал, ноги привыкли к ботинкам, боль отступала. Мы пели песни, смеялись, останавливались, чтобы фотографировать и любоваться видами или рассматривать диковинные растения. К трем часам дня вышли к месту стоянки – слиянию рек Чистая и Малая Лаба. Место здесь невероятно красивое. Оно похоже на полуостров, куда попадаешь по тоненькому навесному мостику, висящему над рекой. Впервые за три дня мы развели костер (до этого все готовка была только на горелке) и долго сидели у огня, вспоминая вчерашние трудности и истории егеря, наслаждаясь шумом реки и возможностью забыть о суете.

Советы третьего дня:

1. Обязательно возьмите с собой в путешествие пару складных треккинговых палок. Это незаменимое средство поддержания равновесия я открыла для себя в путешествии.
  2. Не стоит бояться диких животных. Поверьте, они боятся вас куда больше, чем вы их. Но лезть знакомиться с медвежатам все же не стоит. Ваши добрые намерения могут не понять их родители, которые всегда рядом. В остальных случаях животные, услышав вас за километры, сами предпочтут укрыться в чаще. Для успокоения души можно громко разговаривать, петь или стучать треккинговыми палками. Мне помогло.

День 4. Следы невиданных зверей.

Еще утром мы и подумать не могли, что вечером будем смотреть на море. До кордона «Пслух» было почти 20 км и один перевал Аишха, 2401 м над уровнем моря — это была наивысшая точка нашего маршрута.

В этот день мы встречали множество медвежьих следов, будто мы шли за царем этих лесов по пятам. Признаться, это меня мало радовало и даже пугало. Пока тропа шла через высокую траву, нам встретилось немало лежанок животных. Не знаю, кто там мог бы прилечь – олень, косуля или сам медведь. Наученная опытными коллегами, я громко топала и стучала палками по всем камням. От этого шума все животные в радиусе пары километров должны были разбежаться кто куда, но мне казалось, что за очередным поворотом меня встретит мохнатый хозяин этих лесов.

Очень рекомендую не лениться на привалах и находить минутку-другую для записей.

Пожалуй, каждый новый день, проведенный в этом сказочном заповеднике был краше предыдущего. Но сегодня мы попали в рай на земле. Очень скоро мы вышли из леса в долину реки Малая Лаба. Тропа вела нас вдоль реки, а горы окружали со всех сторон. Мне представлялось, что за ними суетной мир с шумными городами, магазинами, машинами, беготней и спешкой. И мне совсем не хотелось туда. А в этой долине время как будто не властвовало над миром. Над соседней вершинкой повисла стайка легких облаков. Они зацепились за острый пик, и никак не могли перевалить в нашу долину. Вечные небесные странники толпились и волновались, образовав беспокойную очередь, но в нашем раю, видимо, тучам делать было нечего.

Подъем на перевал дался мне непросто, но все же не труднее, чем два дня назад, когда мы карабкались на Балканы под проливным дождем. И в этот раз у нас была возможность рассмотреть все красоты, каждую интересующую нас мелочь. Я даже не сразу поняла, что мы достигли вершины и дальше – только вниз.

На седловине росли желтые тюльпаны, похожие на подснежники из сказки.

Вот и она – триангуляционная вышка, которую я столько раз видела на фото детских групп. На перевале мы устроили праздничный привал! Побаловали себя сухофруктами и орешками, сделали фото и сняли перевальную записку. Я много слышала об этой традиции у туристов, но даже не могла представить, как это интересно и приятно.

Рай на земле есть!

На перевале мы в последний раз увидели следы животного – это был отпечаток кошачьей лапы. Но эта киса была намного крупнее своих городских сородичей… Егерь рассказывал нам про переднеазиатского леопарда, которого выпустили в заповеднике в 2016 году. Может это был он?

Облака с бешеной скоростью улетали в долину, из которой мы поднялись к небу. Облаков становилось все больше и больше, и Витя скомандовал: «Под рюкзак!» Уходя с перевала, я все время оглядывалась. Чувство, что я что-то забыла там, не покидало. Позже я поняла — это был кусочек моей души, ведь место это навсегда останется в моей памяти, как самое загадочное и удивительное из всех, где я когда-либо бывала.

Облака там, наверху, остановились и перевал постепенно скрылся в их клубах.

Если вы думаете, что спускаться легче, чем подниматься, то я вас разочарую. Когда на протяжении двух-трех часов ты спускаешься по каменистой отвесной тропе – возникает ужасное желание преодолеть хотя бы один небольшой подъем. Ноги устают не меньше, а то и больше! Того и гляди, оступишься и кубарем покатишься вниз. Тем не менее, темп мы держали хороший и к обеду вышли к кордону «Пслух». Тут мы решили, что вставать на ночевку еще рано, и у нас достаточно сил, чтобы идти дальше.

В цивилизацию мы пришли около шести часов вечера. Поселок Роза-Хутор был переполнен людьми. Чистыми, нарядными, отдыхающими. Мы в этот антураж совсем не вписывались. Но это волновало меня меньше всего. Через два часа автобус доставил нас на берег. Найдя место для ночевки, сбросив рюкзаки, приняв душ и переодевшись, мы отправились к морю. На удивление море, которым я грезила довольно долго, не доставило мне ожидаемого удовольствия. В сердце, переполненном горной сказкой, места уже не оставалось.

Выводы заключительного дня:

1. В «Большом Приключении» есть отличная традиция – дети ведут в походе дневник группы, где каждый день записывают интересные события. Я брала с собой блокнот и ручку, и по вечерам делала, если не подробное описание событий, но хотя бы пару пометок, чтобы потом, вспомнив, заново пережить драгоценные мгновения. Очень рекомендую не лениться на привалах и находить минутку-другую для записей.
  2. Все трудности, которые могут встретиться вам в пути, обязательно будут вознаграждены открытием в себе важных качеств. Не ропщите на природу, но относитесь к ней с благодарностью.
  3. Если ваши силы на исходе – не спешите сдаваться. Второе дыхание есть! Оно обязательно откроется! Набирая высоту, не делайте рывков, держите удобный для вас темп. Лучше идти медленно, но без остановок.

Подводя итог нашему путешествию, скажу, что фотографии не передадут и половины той красоты, которая наполняет эти потаенные уголки мира. Я бесконечно благодарна за все испытания, которые нам уготовила природа, ведь если бы не трудности, я не открыла бы в себе силу и уверенность, которые ощущаю теперь. Прошло полгода с тех пор, но мне до сих пор снится сказочный лес, зеленые долины и перевал, через который и сейчас спешат куда-то облака…

А каким было ваше первое путешествие? Если и у вас найдется совет для новичка – пишите его в комментариях или присылайте свои рассказы на наш творческий конкурс!