Разные дети в одном лагере
К сожалению, соседство здоровых людей и инвалидов остается в нашем обществе больной темой. Не раз я сталкивался с тем, что приключенческие, реабилитационные программы Клуба «Приключение» для колясочников вызывают у многих нечто вроде испуга: да-да, вы молодцы, делаете хорошее дело, но я буду от всего этого держаться подальше. Не исключаю, что про себя кто-то шепчет: «Господи, отведи от меня напасть».
Конечно, те же люди могут быть полны сочувствия, сострадания и оказывать искреннюю помощь, но опять-таки – соблюдая дистанцию.
Это очень широкая тема преломляется на наш лагерь «Большое Приключение», где мы хотим принимать и принимаем детей с ограничением возможностей здоровья. 16 лет мы учимся в «Большом Приключении» взаимодействовать с ребятами, имеющими те или иные дефекты в здоровье: ослабленное зрение или ослабленный слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, отставание в психическом или умственном развитии – для всех них при определенных медицинских условиях двери «Большого Приключения» открыты.

Поход команды коррекционной школы № 31
Очень многим детям с инвалидностью, с ограничением в жизнедеятельности наши путешествия доступны, более того, уверен, они очень полезны в плане социальной адаптации, социальной коррекции, психологической реабилитации и, разумеется, общего оздоровления. Соседство таких детей со здоровыми детьми в лагере хорошо или плохо? Или по-другому: нормально или ненормально Вопрос исследует психолог «Большого Приключения».
Дмитрий Шпаро
Нередко для родителей, отправляющих своих детей в «Большое Приключение», возможное соседство с детьми-инвалидами оказывается пугающим. Такого рода «трудности» не вписываются в стандарты, и взрослым явно спокойнее, когда ребенок общается со сверстниками такими же, как он. Хотелось бы проанализировать, насколько обоснован возникающий страх и как все выглядят на практике.
По моим наблюдениям существует два сценария, при которых обычный участник взаимодействует с участником, имеющим ограниченные возможности.
Первый и самый распространенный – в лагере или на маршруте пересекаются группы, одна из которых состоит из воспитанников специальных учебных заведений, и да, – это дети-инвалиды. Таким образом, ваш ребенок находится в команде с обычными школьниками, но при этом может на общелагерных мероприятиях, а также, например, на дневке, общаться с «другими» ребятами. В целом, в этом случае контакт совсем незначительный, все сводится к тому, что дети просто знают, что в лагере есть подобные команды. Стоит ли говорить, какой эффект это производит на участников! Ведь если по маршруту идут сверстники, преодолевающие не только внешние обстоятельства, но и свои особенности, значит, поход – это не так уж и страшно, и ныть, жаловаться не стоит… Однако, несмотря на то, что в рамках лагерной программы не предусмотрено тесное взаимодействие между командами, бывают совершенно трогательные и светлые эпизоды общения. Пример такой. На финальное выступление обычные школьники готовили жестовую песню или пантомиму, чтобы сделать сюрприз слабослышащим ребятам, с которыми они шли по параллельному маршруту.
Прошедшим летом мне запомнился совсем, казалось бы, незначительный случай. Был дождливый, холодный вечер, мы сидели у костра с ребятами лет 13-15. Наутро группа уходила в однодневный поход, соответственно, в лагере эти ребятам пробыли только два дня. Инструктор Сергей проводил тематическую беседу «Распределение обязанностей», все грели замерзшие руки и ждали чай. Как вдруг…
Годы ушли у меня на то, чтобы понять особенности ребят с ДЦП. Мгновения хватило школьникам, чтобы почувствовать их.
– Извините, а можно у вас попросить немного дров? – послышался неуверенный голос. Мы с Сергеем обернулись. Это были подростки с ДЦП, команда которых раньше, и поэтому наши ребята не знали о них.
Здесь стоит описать все мысли, которые ураганом пронеслись в моей голове. Во-первых, по негласным правилам «Большого Приключения», дрова – личное достояние команды. Это один из моментов подготовки к походу: умение распределять силы, время, средства на организацию жизнедеятельности. В тот день именно дети, без помощи инструктора, заготовили дрова на вечер, постарались найти сухие, все перебрали, аккуратно разложили мокрые вокруг костра. Конечно, в такой ситуации нужно бы поделиться, но, начни мы, взрослые, уговаривать ребят, это выглядело бы очень неоднозначно.
Опять-таки, если бы была возможность заранее подготовить участников к такой встрече, поговорить, они бы уже понимали особенности ребят. Уверена, они бы и за дровами вместе сходили в лес, и помогли. Но что делать, реальность нахлынула внезапно. Наши видят, что к ним обратились не обычные ребята. Вклиниться в ситуацию невозможно. Что будет?
Мальчик Ваня, помладше, подскочил первым. Бросился набирать дрова.
– Ты что делаешь? – остановил его Денис, лидер дня, рослый, уверенный в себе парень.
«Конец. Вот уж прямо совсем некрасивая ситуация! – мелькнуло у меня в мыслях. – Нужно вмешиваться».
– Это же сырые, вон те давай, из-за лавочки! – Денис решительно шагнул на помощь Ване. Тут уж и все засуетились: накладывают, проверяют, чтоб сухие, еще и щепочек на растопку сверху положили. Парни ушли с полными охапками, а на лицах сияли смущенные улыбки.
Продолжал лить дождь, но для нас с инструктором вовсю сверкала радуга! Радуга чистого бескорыстия и непосредственной детской доброты. Годы ушли у меня на то, чтобы понять особенности ребят с ДЦП. Мгновения хватило школьникам, чтобы почувствовать их.

Мастер-класс по пилению дров
Эта и другие ситуации взаимодействия детей с различными категориями здоровья в «Большом Приключении» доказывают, что, во-первых, у детей нет разделения на «своих» и «других», даже если есть некие объективные отличия. Они воспринимают людей очень естественно (заметьте, жалости и любопытства не было, присутствовало сопереживание по поводу конкретной проблемы), а их непосредственность и открытость помогают преодолеть коммуникативные барьеры. Кроме того, зачастую из спецшкол приезжают замотивированные, опытные юные туристы, и они с радостью делятся с обычными группами рецептами и хитростями походной жизни.
Второй возможный сценарий – если ребенок с ограниченными функциями окажется в команде обычных школьников. В этом случае есть два человека, которые занимают самую «невыгодную» позицию и от чьих усилий зависит атмосфера в команде – особенный ребенок и инструктор. Инструктору в помощь вожатый и куратор, ребенку – исключительно сила духа, так как на первых порах он действительно чувствует себя одиноко и неуютно.
Сейчас, наверное, вы подумаете, что в этом случае слишком много внимания уделяется одному, да еще и инструктор становится во всем на его сторону. А как же остальные? Так вот, с полной ответственностью можно сказать, что ребенок-инвалид ни в коей мере не «тянет» команду «на дно», вся работа с ним ведется через группу. Стараемся, чтобы меньше было слов о бескорыстии, единстве, взаимопомощи, а больше дела. Инструктор, как авторитетная фигура, является главным примером. Но в то же время он очень справедлив и четко следит за тем, чтобы каждый трудился на благо команды в силу своих способностей. Когда есть такая дисциплина, и каждый понимает свою значимость, дети гораздо легче и быстрее воспринимают себя частью единого целого, а также начинают ценить друг друга за поступки и душевные качества. При этом физические особенности уходят на задний план.
Но бывает, что ребенок-инвалид требует не только внимания, но и заботы со стороны товарищей. И вот один из многих пример того, как дети достойно справляются с подобным вызовом.
Ребята по молчаливому согласию, сами, взяли на себя организацию жизни Миши. Советовали, что лучше надеть по погоде, заранее поторапливали с выходом из палатки, помогали искать телефоны, без которых тот просто физически не мог никуда идти.
В прошлом году приехала группа старших ребят, лет 16-17. На вид – высокие, крепкие, пара девушек и 4-5 парней. Среди них самый взрослый – Миша, диагноз «аутизм». Нормально чувствует себя среди людей, постоянно ходит в походы. При этом остается совсем ребенком, добрым, послушным, но крайне несамостоятельным. В первый день у нас с инструктором были опасения: вдруг участники будут обижать Мишу, он ведь такой безответный. Да и без постоянной помощи команды он будет очень сильно всех «тормозить» (в первое утро на завтрак Миша одевался минут 40, все не мог выбрать, какую из двух курток лучше надеть). И снова подтвердилась моя вера в группу, снова урок нам, взрослым. Ребята по молчаливому согласию, сами, взяли на себя организацию жизни Миши. Советовали, что лучше надеть по погоде, заранее поторапливали с выходом из палатки, помогали искать телефоны, без которых тот просто физически не мог никуда идти (у него их было штук десять, и этот запас бережно перекладывался в карманы каждый раз при смене одежды). И все это – без тени издевки. Совсем! Со стороны казалось, что команда таким составом живет уже много лет, настолько дружно и слаженно все делалось.
Как-то вечером шла по лагерю, смотрю – два парня «дежурят» возле душа. Спросила: очередь, что ли? На что они мне серьезно ответили: «Мы Мишу в душ привели, ждем». На следующее утро группа уходила в многодневный поход…
Следует отдать должное инструктору Ивану Чернышеву и вожатому Олегу Гриневу. Их мудрость, оптимизм и самоотдача увлекли всех ребят и создали такую душевную атмосферу. Именно они показали, что заботиться о других, даже если эта забота выходит за рамки привычных стандартов, не стыдно, а парень не становится менее мужественным, когда помогает найти в рюкзаке теплые штаны тому, кто в этом нуждается. Миша был полноценным участником команды на протяжении всей программы и, прощаясь, сказал ребятам много теплых слов.
В заключение хочется сказать одно: я не знаю в самом деле, кто получает больше: дети-инвалиды, участвуя в спортивных туристских походах наравне с обычными детьми, или же школьники, приобретая ценный опыт принятия других людей, со своими особенностями, трудностями и достоинствами. Мы трепетно храним доброжелательную атмосферу и уют «Большого Приключения» и надеемся, что в этих природно суровых и душевно теплых условиях еще много ребят сможет убедиться: разделения по категории здоровья не существует, а возможности неограниченны у всех.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Анастасия, Добрый день! ГБУ «Лаборатория путешествий» работает с разными детьми, в том числе и со слабовидящими. Позвоните нам пожалуйста по телефону 8 (495) 625-39-28 и спросите Алису Пичко. Мы Вам все подробно расскажем. Спасибо.
Мой незрячий ребенок (17 лет) давно мечтает попасть на ваши программы. Но мы никак не можем найти сопровождающего среди знакомых. Может такие ребята найдутся среди ваших подопечных? Или как попасть в такие программы с особыми детьми? Спасибо