ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Воспитание в кубе

Воспитание в кубе

То, что обществу крайне необходимы специалисты, умеющие работать с любыми детьми, в том числе с инфантильными, трудными, агрессивными, девиантными – стало понятно давно. Но вот парадокс: в определенный период времени самая большая утечка кадров шла именно в той области, где работали люди, способные практически любого сорвиголову сделать нормальным членом общества. Школа теряла кадры, но стояла крепко, держался на плаву спорт, а вот детско-юношеский туризм в конце девяностых был под угрозой исчезновения.

В начале нулевых, когда лагерь «Большое Приключение» только начинал свое существование, мы столкнулись с тем, что наиболее острой проблемой обеспечения работы лагеря являются вовсе не финансы, а кадры. Надежных профессионалов, с которыми можно было бы отправить детей в путешествие, пришлось собирать буквально по всей стране, и даже более того – искать у соседей, на Украине, например. Мы столкнулись с целым рядом проблем – как частных, так и масштабных. К последним можно отнести то, что просматривалась явная тенденция утраты прекрасной традиции воспитания молодежи в активных путешествиях, утраты бесценного опыта, которым обладали люди, воспитанные еще в Советском Союзе.

Курс подготовки инструктора занимает 411 учебных часов.

Курс подготовки инструктора занимает 411 учебных часов.

Нельзя не признать один очевидный факт: инструктор детско-юношеского туризма и условия, в которых он работает с детьми, – это нечто совершенно уникальное для всей системы образования. Вот представьте. У школьного учителя детей в классе слишком много, и в задачи педагога входит в большей степени организация образовательного процесса. Тренеру в секции, как ни крути, нужны победы, рекорды, достижения. Руководителю кружка – развитие творческих способностей. И только инструктору детско-юношеского туризма ничего не нужно, кроме одного: чтобы дети росли нормальными людьми, способными работать, принимать решения, стойко переносить трудности, помогать друг другу и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. То есть инструктор детско-юношеского туризма занимается ничем иным как воспитанием в чистом виде, причем делает это в уникальных условиях: в походе, всегда чем-то трудном, на природе. Природа сама по себе воспитывает и лечит, это не сегодня придумано, доказано и обосновано. Это утверждали величайшие педагоги, писатели, философы с древнейших времен, еще не зная ничего об интернет-угрозах для психики молодых людей. Сократы, Ушинские, Достоевские в один голос утверждали, что дети должны расти на земле, а не на асфальте, и проповедовали прогулки и беседы на свежем воздухе как лучшее средство развития ума и воображения. Получается своеобразное «воспитание в квадрате» – подрастающие поколения воспитывают и человек, и природа, а если добавить как педагогический фактор еще и непростые походные обстоятельства, в которые попадает юный путешественник, то это уже «воспитание в кубе».

Нельзя не признать один очевидный факт: инструктор детско-юношеского туризма и условия, в которых он работает с детьми, – это нечто совершенно уникальное для всей системы образования.

Итак, в начале нулевых мы столкнулись с тем, что старшее поколение спортивных туристов либо работает не по специальности, либо тащит на себе последние из оставшихся туркружков, а молодое поколение не появляется, потому что, с одной стороны, это не модно, а с другой стороны, им просто неоткуда взяться. Система подготовки инструкторов детско-юношеского туризма была представлена единичными организациями, недостаточными для обеспечения потребностей всей страны в подобных кадрах.

За последние 10 лет ситуация изменилась, не кардинальным образом, но все-таки сдвиг в лучшую сторону очевиден. И поскольку мы в этих изменениях принимали участие и накопили определенный опыт, то хотели бы и могли бы им поделиться.

Наша школа-семинар по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма существует с 2006 года. Как и сам лагерь «Большое Приключение», она развивалась постепенно. Это сейчас мы с законной гордостью можем заявить о 411 часах учебного плана, о двух независимых направлениях школы – по подготовке инструкторов по водному и пешеходному туризму, о мастерах спорта в качестве руководителей, о самой широкой географии участников семинара – от Башкирии до Хабаровска. Начало, конечно, было гораздо скромнее. Но, тем не менее, полезно вспомнить о том, как все начиналось, с какими трудностями пришлось столкнуться и как из смеси энтузиазма, туристского профессионализма и недостатка организаторского опыта выросла стройная система подготовки наставников для работы с детьми. Причем не только в сфере туризма. Выпускники наших семинаров впоследствии работают в школах, в учреждениях дополнительного образования, но главное – везде и всюду они несут с собой то лучшее, что им дали на семинаре: умение мыслить самостоятельно, принимать быстрые решения в трудных ситуациях, уважать в детях личность и при этом уметь подчинять их требованиям дисциплины и порядка, что, замечу, обязательное условие для обеспечения в походе должной безопасности.

Новый учебный сезон специалистов детского туризма открывается в ближайшие дни. В Подмосковье начинается семинар туристов-водников директора карельского «Большого Приключения» Юрия Михайловича Бабинцева, а в поселке Псебай Краснодарского края стартует семинар пешеходников, которым руководит директор нашей южной площадки Алексей Александрович Сейкин.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии