ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Смельчаки на просторах Краснодарского края или детская команда мечты. Продолжение

Продолжение рассказа Екатерины Куропятниковой о походе с ребятами, приехавшими в краснодарское «Большое Приключение» по программе московского ГБУ «Лаборатория путешествий». Несколько дней детская «команда мечты» готовилась в базовом лагере, чтобы отправиться в многодневное путешествие. Ребята привыкали к холодной погоде, учились доверять и помогать друг другу, <осваивали туристские премудрости, они открывали в себе качества, которые нужны не только туристу, но каждому человеку.

Решительность и готовность брать ответственность

Утро выезда на маршрут. Ранний подъем, cборы идут параллельно с приготовлением завтрака. Мы собираемся сами и проверяем вещи у ребят, учим их снимать палатки и правильно упаковывать рюкзаки. Девчонки пытаются взять с собой большие косметички, но мы безжалостно их разбираем – ведь самим же придется тащить потом. На траве лежит первый снег, но осадки закончились ночью, и это радует. Досыпаем полтора часа в автобусе, который доставляет нас к началу маршрута.

Ранний подъем – сон на привале.

На старте выбираем лидеров на первый ходовой день. Вызываются Артем и Лиза. Одно из важных качеств «Лидера дня» – решительность. Она у ребят точно есть, взять на себя ответственность в первый день похода не каждый осмелится. Артем сразу хватает карту и весь день ведет группу, пытаясь с нашей инструкторской помощью сориентироваться и разобраться в переплетениях разноцветных линий на листе. Мы начинаем свой путь из станицы Баракаевская. Наша задача – за четыре дня перевалить через хребет Шахан, посмотрев достопримечательности района и выйти к станице Баговской, откуда нас заберет автобус. Чуть больше 30 км пути, поход недлинный, но даже маленькое путешествие может быть насыщенно событиями, как целая жизнь.

Готовность к разумной самостоятельности

Мы стартуем вместе с тремя другими командами. И, хотя все готовы поддерживать друг друга, наша группа выступает все же за некую автономность – хочется почувствовать себя единственными на маршруте, быть максимально самостоятельными. Поэтому в самом начале идем на рискованный шаг: три группы уходят по одной проверенной дороге (там есть инструктор, который здесь неоднократно бывал), а мы выбираем новый путь. Это значит, что нас ждут настоящие приключения!

Юмор в сложных ситуациях

Мы посматриваем на гребень небольшого хребта – если поймем, что зашли не туда, то перевалим через него и встретимся с нашими командами. И тут… Ноги скользят по свежей грязи… Первое падение! Ника предлагает вести счет:

– Ребята, давайте те, кто упадет, будет объявлять: «Я – пингвин номер 1!» И так далее, по очереди, заведем традицию считать, сколько у нас в группе пингвинов и будем помогать им вставать.

Все с удовольствием поддерживают идею. И каждый день по нескольку раз слышится: «Я – пингвин номер…» Даже я успела пару раз побывать пингвином, хотя потом мы выяснили, что подскальзывание без падения – не считает, и с меня сняли звание пингвина.

Помощь товарищу

Ребята начинают помогать друг другу. Все следят, чтобы группа не растягивалась, обязательно ждут отставших, предупреждают о скользких местах на дороге. И вместо осады хребтика, к которой мы морально готовы, неизведанная тропа выводит нас к первой запланированной достопримечательности. И с удобной стороны! Нам не придется ставить лагерь и делать радиальный выход к «Подземному озеру». Мы его уже нашли! Вот куда заводят неизведанные дороги. Все безумны рады.

Мы нашли подземное озеро.

Я иду на разведку в небольшую пещеру, где находится водоем, оцениваю безопасность спуска, понимаю, что всей группой мы туда не влезем. Принято решение посещать озеро небольшими партиями с одним из инструкторов. Подъем к озеру скользкий, но ребята помогают тем, кому тяжело и поддерживают друг друга при спуске. Озеро восхищает – оно холодное и прозрачное, вокруг корни деревьев поросли мхом, и оттого место кажется особенно загадочным. Это наша первая маленькая командная победа. И она только наша! Другие команды к озеру так и не пришли, выбрав радиальную прогулку в соседнее Монашкино ущелье.

Тяга к знаниям

В первый день запланирован совсем небольшой километраж. Наша главная задача – быстро добраться до места ночевки и научить ребят быстро и эффективно ставить бивуак. Мы поднимаемся от озера вверх по дороге и уходим дальше вдоль речки – ищем место для стоянки. С Никой вдвоем уходим на разведку и выбираем поляну. Спуск к воде есть неподалеку, хоть и очень крутой. Связываемся по рации с другими группами – они встали все вместе, наверное, меньше чем в километре от нас. А мы снова за автономность!

Разбиваем ребят на группы: дежурные вместе со мной учатся разводить костер (а это ох как непросто в сырую погоду!); часть ребят отправляется с Сергеем за дровами; остальные с Никой – учатся ставить палатки. Работа кипит, все задействованы и очень хотят учиться! Давно не видела у ребят такого рвения к обучению, у них тысячи вопросов: как и чем разводить костер, как вешать тросик для котлов, как лучше организовать дежурство, чтобы быстро приготовить суп. Все отлично справляются, пусть и с нашей помощью. Через некоторое время у нас есть огромная куча дров, весело трещит костер, закипает суп, стоят все палатки, вешается тент. А если кто-то останавливается, то у Ники припасена отличная фраза: «Если ты просто стоишь, значит, что-то идет не так!» И правда, дел на бивуаке много и всегда можно помочь товарищу, чтобы сделать все быстрее. В вот после того, как все хорошо поработали – можно и хорошо отдохнуть. Вкусно поесть, посидеть у костра, послушать песни под гитару и обсудить прошедший день.

Видеть красоту вокруг

На следующее утро у нас запланировано посещение еще одной достопримечательности – Монашкиного ущелья и водопада «Фата невесты».

Вечером было сыро, а ночью подморозило. Поэтому, утром мы наблюдаем интересное явление – в лесу вся паутина покрылась белой изморозью! Еще вчера мы и не знали, что вокруг нас столько паутины. Выглядит это волшебно, как в сказке, тем более если лес укрыт туманом. Ребята фотографируют не переставая.

А вокруг такая красота...

А вокруг такая красота…

Если большую часть года живешь в туристском лагере, красота природы перестает удивлять. К этому меня возвращает моя команда: мы заходим в таинственное и прекрасное Монашкино ущелье. Вокруг – высокие склоны берегов, небольшие водопады и огромные обломки скал. Тут и там от ребят слышаться восхищенные вздохи: «Как же красиво!». У них желание – все осмотреть и облазить, все сфотографировать, а у нас с Никой – чтобы все было безопасно. Но мы, инструкторы, будто проводники в прекрасный сказочный мир! И повидав уже множество таких мест, я все равно внимательно разглядываю окружающие скальные выступы. В каком же живописном ущелье мы находимся! Мальчишки и девчонки возвращают мне чувство восхищения красотой и это главный урок, который я получила от них. Пересекая вброд текущую по ущелью речку, мы подходим к главной достопримечательности – водопаду «Фата невесты». У нас в группе есть этнограф Вова, а у него – распечатка с информацией обо всех интересных местах на нашем маршруте. Все затихают, и слушают рассказ этнографа о водопаде.

Поддерживай других, когда тебе тяжело

После простого радиального выхода налегке нас ждет совсем непростой переход через хребет Шахан. Начинается настоящий крутяк и некоторым ребятам становится трудно. Мы стараемся болтать с ними, снимая напряжение, но непривыкшим к нагрузкам ребятам идти с рюкзаком вверх тяжело. Даже невероятно красивый туманно-морозный лес не может отвлечь в такой ситуации. Но все держатся, терпят, стараются не падать духом. На привал останавливаемся на живописной поляне: туман укрывает кусты шиповника в морозном инее.

В самый тяжелый момент подъема Ксюша, избравшая для себя должность аниматора, вдруг предлагает петь. Я знаю, что ей очень тяжело, но Ксюша – молодец, старается поднять дух друзей. Оказывается, петь на подъеме непросто, дыхания не хватает. Но мы запеваем «Алые паруса» и «Катюшу», и остальные тоже включаются. Мы идем и поем, и все вдруг перестают замечать, что переход длится уже довольно долго, и внезапно радуются, что время привала наступило так быстро. А Ксюша и не представляет, какой она молодец – помогла вернуть настроение, не только себе, но всей нашей команде! Это был один из самых ярких моментов того дня.