СЕТЬ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Туристами не рождаются, туристами становятся

Туристами не рождаются, туристами становятся

С 30 апреля по 10 мая прошел второй – практический – этап обучения будущих инструкторов «Большого Приключения» в Краснодарском крае. Из 125 заявок в «школу пешеходных наук», поданных в начале весны, на теоретическую часть семинара пригласили 35 участников; в майский учебно-тренировочный поход отправилось 30 человек; а к летней стажировке допущены всего 24 инструктора, еще 6 человек наберутся опыта в качестве вожатых.

В учебном походе будущие инструкторы стали «детьми». План второй части семинара был построен по канонам детских программ лагеря: от первой встречи на поляне в Бугунже до последней прощальной «свечки» перед отъездом из лагеря. Но задачи перед участниками стояли совсем недетские – приобретение практических навыков, которые пригодятся им летом во время работы с детьми в лагере и в походе.

Первые дни вместили много событий: торжественное открытие своей «смены», полностью придуманное и подготовленное самими же участниками, работа со средствами связи и навигации, повторение азов оказания первой доврачебной помощи, фасовка рационов для будущего похода, показательное занятие «Я иду в поход», подробное знакомство с маршрутом – информации было огромное количество!

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Ранним утром 2 мая палаток на поляне уже не было – вовсю шли сборы! После завтрака три учебные группы отправились в горы. Команды возглавили инструкторы: Иван Коляда, Наталья Коляда и Роман Куропятников. За восемь дней командам предстояло пройти маршрут 2 кат. сложности. Межсезонье, как известно, делает поход еще сложнее: в горах осталось много снега, а прогноз погоды обещал ежедневные дожди. Маршрут похода повторял, по большей части, маршрут программы «Курс на лидерство» с кульминацией – восхождением на вершину горы Большой Тхач (детям на этот поход отводится двенадцать дней). На стоянках участники самостоятельно проводили игры и лекции, сдавали зачеты, наставники устраивали соревнования между командами, создавали ситуации, в которых проверяли выдержку ребят. Учебно-тренировочный поход – реальная проверка будущих инструкторов на способность правильно действовать в стрессовых условиях. Времени на отдых и сон оставалось очень мало. И это тоже проверка: летом график инструктора плотный и насыщенный, часто нет и свободной минуты, поэтому нужно уметь успевать везде.

Стресса прибавляли ситуационные задачи, которые подкидывали руководители групп: «потерялся ребенок», «пропали все продукты», «спасательные работы», «капризные участники», «ночной подъем уровня воды рядом с лагерем». Разыгрывая эти форс-мажоры в походе, будущие инструкторы нарабатывали полезный опыт поведения в экстремальных ситуациях.

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Итоги второй части семинара инструкторов детского туризма подвел Иван Львович Коляда:

– Мы выполнили все задачи, которые ставили перед началом учебно-тренировочного похода. Ребята хорошо показали себя, уже сейчас можно судить о том, кто из них и на каких программах сможет работать летом. Теперь мы четко представляем и физическую, и психолого-педагогическую подготовку будущих инструкторов «Большого Приключения». Хочу отметить, что в этом году уровень общего педагогического опыта у участников был значительно выше, и это сильно поможет им в работе с детьми.

Как и положено участникам программ «Большого Приключения», будущие инструкторы придумали названия своим командам, рисовали флаги, методично заполняли «Журналы групп», готовили фотопрезентации своих путешествий.

Журнал группы «Светлячки».

2 мая. «Мы живы! Утро началось в лагере. А потом… Ух… Занятия по прохождению брода! Потеряли 2 тапка, остальные живы. Светлячки зажгли свои фонарики и полетели по лесу, навстречу болотам, холмам, глине и приключениям! Пели песни и весело шли, пока… не заблудились. Пришли на стоянку в 22:00. Здорово?»

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Журнал группы «Соул земли»

5 мая. «Как вы думаете, мы всегда были крутыми туристами? Да? Мы ими родились? Туристами становятся. Я это знаю точно. И мы ими стали и продолжаем становится. Учимся и совершенствуемся каждый день. И когда перестанем – умрем как туристы. Мы ползем в гору, вязнем в снегу, обдуваемся всеми ветрами и растем над собой. А еще мы открываемся с разных сторон. Открываемся для самих себя».

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Журнал группы «Австралийский проводник»

5 мая. «Воздух прозрачный, зеленая сочная трава, скирда, разрушенный балаган. Если добавить в этот пейзаж корову – получится реклама шоколада Milka. Перебрались через брод, пошли вверх сквозь лес. На одной из полян – тишина, а на другом конце стоит олень. Пьет из лужи, навострив уши… На перевале нас накрыло облаком. Мы готовились к самому тяжелому дню, а он принес столько замечательного, что даже затяжные подъемы были в радость. Все еще нет конфликтов в группе. Просто бесконечное количество поддержки и помощи среди нас. Начинаем обниматься…»

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Некоторых участников семинара мы попросили поделиться впечатлениям о весеннем походе.

Евгения Богомолова, Барнаул

– Мне запомнился подъем на Тхач, снежники по пути, переходы речек вброд. Вообще запоминаются мелочи, которые кажутся на первый взгляд незначительными. Например, когда мы ночью готовили булочки с апельсиновой карамелью для всех, или песни у костра – это то, что создает атмосферу в походе.

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Олеся Гурьянова, Москва

– Эти горы, вершины, снега – все это сильно впечатляет. Интересно было наблюдать за отношениями в команде, которые у нас развивались по сценариям из лекций по психологии из первого этапа обучения. Удалось прочувствовать себя участником программы «Большого Приключения», представить, что чувствуют дети. Отличный опыт для понимания механизмов взаимоотношений в детской группе. Своего ребенка я бы отправила в такой лагерь!

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Валерия Гаридова, Брянск

– Я переосмыслила некоторые свои туристские замашки, которые мне привила наша туристская школа. Было много интересных, нужных и правильных моментов, которые я буду применять и походах, и в обычной жизни. Что касается работы летом – теперь я чувствую себя намного спокойнее и увереннее. Да, мы совершали ошибки, но тут же их разбирали и исправляли.

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Максим Султанов, Москва

– Я уже работал инструктором «Большого Приключения» в Карелии, но теперь расширил свои знания и навыки по теме пешеходного туризма. Понравился район – очень живописный, здесь можно безопасно проводить детские походы. До начала семинара я думал, что справлюсь с работой инструктора благодаря своему карельскому опыту, но все же решение пройти обучение заново и понять специфику походов в Краснодарском крае, было правильным.

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Максим Куранов, Москва

– Хочу отметить потрясающий, зрелищный маршрут. При этом он был очень сбалансирован. Происходило постепенное увеличение нагрузки, а после восхождения на Большой Тхач – были полдня отдыха, которые позволили восстановить силы и провести много занятий. Последний день УТП – еще одно яркое впечатление. Три учебные группы объединились, и десять километров несли «пострадавшего». Это было здорово, потому что мы завершали поход единой большой командой, пришли в лагерь все вместе.

Учебно-тренировочный поход семинара инструкторов «Большого Приключения»

Анастасия Костина, Ростов-на-Дону

– Мне понравилось, что у нас не было гендерного разделения: девочки – слабые, мальчики – сильные. Если мальчику нужна помощь, мы и мальчику поможем! Больше всего мне запомнились «критические ситуации». На самом деле это может быть страшным! Но я научилась не паниковать, а останавливаться, обдумывать, принимать решение, и потом действовать. Есть большое желание работать в «Большом Приключении», потому что я уверена, что для детей походы – это необходимость! На мой взгляд, они нужны также как школа, как семья, ведь это огромный колоссальный опыт, который по-другому ребенок получить просто не может.

 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Комментарии