Всю ночь рядом чавкал горный козел
Несколько лет назад развеселые инструкторы по туризму из центра допобразования детей «Лаборатория путешествий» подхватили случайно оброненную их начальником Матвеем Шпаро фразу и написали ее на своих ярко желтых футболках. «Мы – необычная организация» можно было прочитать на спинах – широких и не очень. Забавный эпизод, однако, эти слова многое объясняют. Скажите, сколько вы знаете детских учреждений в Москве, которые могут бесплатно вывезти рядовых, не очень подготовленных школьников в Крым и там погрузить их в атмосферу настоящих, не виртуальных приключений? Лазить с ребятами по скалам, путешествовать по горам, рассекать по морю на каяках, носиться по Севастополю в поисках ответов на непростые задания – это весьма поверхностный перечень того, что пережили подростки из Москвы за самую необычную лагерную смену в их жизни.
Прежде чем погрузиться в подробности крымского суперквеста, ответим на главный вопрос – зачем? Зачем устраивать детям такую встряску: заставлять их трудиться, потеть, много ходить, спать на жестком, мокнуть, мерзнуть и постоянно, постоянно преодолевать себя? Ответы лично мы видим на каждом шагу: это и полноватые четырнадцатилетние мальчики, робко держащие маму за руку на улице, это и их ровесницы, не умеющие приготовить ничего кроме бутерброда с заранее нарезанным сыром, это и их друзья, давно и безнадежно запутавшиеся в мировой паутине. Это НАШИ дети. Но самые яркие ответы на этот вопрос дают сами ребята в анкетах, которые они заполняют перед возвращением домой. «Оказалось, я способен на многое», «После похода я поняла, что я – не слабак!», «Наконец-то, я не провел лето бесцельно!».
Итак, Крым, июнь 2015 года. Некая группа ребят из школы Х города Москвы. Из дневника педагога-организатора:
«Собравшись в аэропорту, без каких либо трудностей и задержек выдвинулись в путь. Приехали за 3 км до лагеря, и долго ждали следующий автобус. Но свершилось чудо – он приехал! В целом дети очень хорошие, но пока что плохо друг с другом обращаются, матерятся и не слышат с первого раза».
В базовом лагере детям расслабиться не дают, все-таки о туризме и походах они знают лишь понаслышке, а через несколько дней – серьезное путешествие по горам и каньонам. Поэтому первые дни – сплошь перебежками с одних занятий на другие.
Из дневника педагога-организатора: «Дети – умнички, стараются быть хорошими. Лекции им показались скучными, но слушали так внимательно. Очень понравились мастер-классы, особенно первая медицинская помощь и костровой».
Напитанные первыми теоретическими знаниями ребята отправляются в однодневный поход: это и проба сил, и притирка характеров, и попытка осмыслить себя и свои действия в новых, непривычных условиях. Из дневника педагога-организатора: «Появились разногласия и проблемы в команде, это хорошо, иначе бы никакого роста не получилось – слишком гладко всё было в начале. Ребята хорошо перенесли физические трудности. Отработан удобный график движения – после того, как дети перестают говорить во время движения, проходим еще 10 минут, и спрашиваем о желании отдохнуть. Если хоть один не говорит «нет», отдыхаем».
Многодневный поход – это педагогическая поэма. Вы только вчитайтесь, вникните в строки из записных книжек инструкторов «Лаборатории путешествий»!
…Наконец-то, я не провел лето бесцельно!
«Маршрут сегодня был довольно простым, однако на стоянке нас застал ливень с градом. Мокрым было всё, поэтому нужно было действовать решительно и без промедления. Гениально справился «лидер дня» Максим – все работали с энтузиазмом в удовольствие, не смотря на холод и дождь. День получился отличным именно благодаря непогоде».
«На переправе ребята пошли смотреть водопад, и Яна с Лизой промочили ноги. Я заставил их надеть сухие носки. У Яны носки были далеко в рюкзаке, и она психанула. Во второй половине дня ребята очень медленно шли, и нам пришлось заночевать в ущелье. Всю ночь рядом чавкал горный козел».
«Легкий переход нас сильно расслабил, на стоянке подтупливали явно. Но при всем при этом они – нереальные молодцы. Работаем над тем, чтобы старшие именно учили младших, а не делали все за них. Днем был важный разговор старших парней с Сашей. Мировоззренческий, о том, что может быть важно в жизни, о понтах и о девушках. Кажется, Саша проникся».
«С этим жестким маршрутом мы, тем не менее, ближе к нашей цели – проверить, удастся ли нам остаться людьми в очень сложных ситуациях. Вечером обсуждали, что поход дает человеку, у ребят были очень интересные мысли».
После путешествия ребят еще ждали море и каяки, скалы и уроки лазания, Севастополь и городской квест. Калейдоскоп событий не давал осмыслить происходящие внутренние перемены. Но опытные путешественники знают: из похода человек всегда, абсолютно всегда, возвращается немного другим. И, как заноза, будет сидеть теперь в юных головах воспоминание о необычной летней поездке и о другой жизни, в которой было трудно, порою неуютно, временами голодно, но в которой они почему-то чувствовали себя настоящими героями.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: