Высота простых истин
23 октября в подмосковной Рузе был хлопотный день. Необычный высотный тренажер «Рубикон», построенный в учебном центре «Алмаз» РГСУ по проекту Матвея Шпаро, решили покорить представители Департамента образования, директора школ Новой Москвы, учителя лицея № 1560, школьники и даже журналисты.
– В маршрутке не сорить, не шуметь, во время движения не ходить! – по привычке строго сообщает пассажирам водитель арендованного микроавтобуса. Он, видимо, уже не первый год возит за приключениями в Рузу московских школьников.
Мне, как организатору, становится немного стыдно. Шепчу водителю тактично: «Да это же учителя!» Водитель недоумевает. «Мы рады приветствовать вас!» – сообщаю я, и мы отправляемся в Рузу.
Подмосковье щедро встретило нас теплым осенним солнцем. «Можно я попробую пройти «Рубикон», насколько сил хватит?», – умоляюще просит корреспондент известной газеты. Всех приехавших разделили на группы по семь человек. За каждой закрепили специалиста-инструктора, у него есть расписание с четким графиком.
Педагоги лицея отправились на тренинг по командообразованию. Директора школ из Новой Москвы слушают технику безопасности и надевают страховку и каски. Школьники не понимают, почему так много взрослых приехало в Рузу и начинают путешествие по «Рубикону».
После высотных приключений школьные руководители ТиНАО, специалисты Департамента образования и «Лаборатории путешествий» проводят круглый стол на тему «СОЛ: Самостоятельность, Ответственность, Лидерство. Воспитание в путешествии». Матвей Шпаро уверен, что активные путешествия универсальный инструмент воспитания и взросления детей.
– Если путешествие организовывать правильно, то можно решать абсолютно разные задачи: работать с детьми, которые стоят на внутришкольном учете, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, или с целыми классами, которым по разным причинам требуется взглянуть друг на друга по-новому, – считает директор «Лаборатории путешествий».
Эффективность предлагаемой методики, пусть и лабораторных условиях тренажера «Рубикон», педагоги проверили на себе.
– Мы приехали прочувствовать «Рубикон» на себе, узнать, насколько программа будет интересна и полезна для детей, – призналась директор школа № 2065 Наталья Файдюк, председатель межрайонного совета директоров школ ТиНАО.
– Давно я так долго не был без телефона, – удивляется школы № 2057 Валентин Владимирович Сбусин. – Такие проекты, как этот, помогают осознать собственную значимость. Они дают представление, что от твоих действий, от восприятия ситуации зависит состояние всех тех, кто находится с тобой в одной команде. Этот проект воспитывает в участниках проявления заботы и доброты, чувства, связанные с поддержкой и доверием. В ближайшее время мы приедем сюда с управленческой командой школы.
Смеркается. Путешествие закончилось, «круглый стол» перерос в личное общение. Подхожу к Олегу Ивановичу Яковлеву, начальнику дирекции городского Департамента образования, куратору школ Новой Москвы. Задаю вопрос о перспективах новой программы. Он улыбается.
– Путешествия сплачивают, они помогают раскрыться, стать в чем-то увереннее. У кого-то из ребят может не получаться учеба, но, попав в немного другую среду, они начинают раскрываться с другой стороны. И те дети, которые чувствовали себя в школе не уверенно, здесь, в этой среде, могут стать лидерами. Благодаря этому появляются силы и подтягиваться в образовательных результатах. Команда педагогов Новой Москвы сегодня успешно прошла все испытания, теперь директора смело могут привозить сюда детей.
И в этот момент я, кажется, поняла, чему учат ступеньки и тросы «Рубикона», висящие в 9 метрах над землей. Каждый человек, неважно, кто он – школьник, учитель или директор школы, хочет быть победителем, уверенным в себе, в своих силах, знать, что рядом есть люди, на которых можно положиться. И кем бы ты ни был, ты должен уметь подать руку товарищу, а в ответ ее подадут тебе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: