ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Выставка достижений природы

Выставка достижений природы

«Да, кажется, это действительно стоит того. Не всем будет легко, но то, что дети смогут увидеть – уверена, приятно удивит их», – подобные мысли вихрем летали у меня в голове, когда мы в туманных сумерках спускались к кордону Черноречье после двух с половиной дней разведки. Мы – это инструктор нашего лагеря Павел Виноградов, автор этих строк и сопровождавшая нас собака Эльза.

Первый летний сезон детского лагеря «Большое Приключение» в Краснодарском крае остался позади. Сколько всего было – не пересказать. Открытие, первые группы, первые водопады детских впечатлений: «я видел с перевала снежные вершины», «я смог пройти этот маршрут», «у меня все получилось»… Дебют удался, впереди – история, которую  нужно начинать, конечно, с развития и планирования новых маршрутов путешествий.

Снежные горизонты далеких гор.

Поэтому, осенью, как только появилось время, мы отправились на разведку. Мостовский район Краснодарского края, в котором расположен лагерь, действительно удивляет – это настоящая кладезь природных и исторических достопримечательностей. Первым в нашем списке стал речной каньон недалеко от поляны «Большого Приключения». Здесь можно снимать документальный фильма о дикой природе, где никогда не ступала нога человека. 70-метровые скальные стены то расширяются, то сужаются до узенького коридорчика, в котором едва можно развести руки. На дне каньона можно отыскать большие и редкие поделочные: зеленый жадеит, разноцветный нефрит, бурый лиственит.

Следующим пунктом нашей вылазки стал водопад Капустинский в одноименной балке – так здесь называют длинные широкие овраги. Тоже достопримечательность с большой буквы, высота водопада достигает 40 метров. Рядом с ним не хочется разговаривать, лишь остановить время и созерцать эту удивительную картину. Водопад мало известен среди туристов, поэтому сохранил свою первозданность. Лишь узенькая тропинка, бегущая над речкой по лесным склонам, может подсказать, как его найти. Совсем небольшие изменения маршрутов позволят участникам программ «Курс на лидерство» и «Одиссея. через горы – к морю!» будущим летом посетить этот роскошный водопад.

Теперь мы отправляемся в восточную часть Мостовского района в долину реки Маркопидж. Известно, что самые интересные пешеходные маршруты в горах – это маршруты, проходящие по хребтам с восхождением на небольшие вершины. Здесь возникает ни с чем не сравнимое ощущение полета. Стоишь на вершине среди альпийских цветов и трав, а перед тобой как на ладони впечатляющие пейзажи – долины рек, деревья, размером со спички, бесконечные горизонты дальних гор.

Первая часть нашего пути проходила по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Наверное, многие ребята, прошедшие маршрут «Одиссея. через горы – к морю!» помнят свое путешествие от кордона Черноречье к кордону Третья рота. Дорога, проложенная в военные годы, петляет между пихтами и буками – местными старожилами. Некоторые пихты невозможно и втроем обхватить руками. Поднимаешься вверх, и постепенно лиственные леса начинают сменяться хвойными, затем березовым редколесьем, и, наконец, выходишь на открытые пространства альпийских лугов.

Загадочное озеро Роберта Скотта.

С небольшого перевала открывался обзор на заснеженные вершины Главного Кавказского хребта и высочайшую вершину Мостовского района – гору Цахвоа. Внизу, в сосновой балке, паслись косули, не замечавшие нашего присутствия. А мы, как улитки, несущие свой дом на спине, продолжили путь к высокогорному озеру Роберта Скотта, скрытому от посторонних глаз на высоте 2535 метров. Если верить местным жителям, 10 месяцев в году озеро покрыто льдом. Общаясь с краеведами, я не раз интересовалась, почему ему было дано имя полярного исследователя, однако ни у кого версий на этот счет нет. Но, увидев озеро, я подумала, что оно действительно достойно имени одного из первооткрывателей Южного полюса. Еще вчера вечером на нашей стоянке температура была около плюс 20 градусов, а берега озера были припорошены снегом. Скалы, окружавшие озера с двух сторон как бастионы, создавали ощущение неприступности и величественности.

За пару минут погода круто изменилась, нас поглотил густой туман. Пройдя еще немного, мы устроились на ночлег. В палатке разложили карту и под ароматы готовящегося ужина стали продумывать планы на следующий день…

Утром внизу под нами лежало большое море из сахарной ваты. Где-то там, в долине, люди сетуют на облачность, а здесь, на высоте выше двух тысяч метров, светит яркое солнце. Вот уж действительно радость! Помню, когда я только придя в турклуб, мне рассказывали о горных маршрутах, о том, как это прекрасно и необычно, когда ты стоишь на вершине, а под ногами лежат облака… Мне тогда в это не верилось, и я все переспрашивала: «Облака внизу, прямо под ногами, неужели такое бывает?»

До Эльбруса, кажется, подать рукой.

Мы продолжили свой путь по водораздельному хребту между долинами рек Маркопидж и Бескес. В утренних лучах сияла вершина Дженту, что означает «гора джиннов». В долине резвились две серны. Словно щенки они гонялись друг за другом на поляне. Мы тихо наблюдали за игрой. Спустя несколько минут они почувствовали наше присутствие и остановились, решив подойти поближе. Но стоило мне немного пошевелиться, умчались прочь.

Тропинка продолжала вести нас по хребтам. В долине реки Хацавита мы познакомились с местными егерями. До чего же меняются взаимоотношения людей вне городских стен. Часто ли незнакомый человек приглашает вас в гости, предлагает свою помощь? Гостеприимство в горах – это не просто обычай, это закон, по которому здесь живут люди. Нас напоили чаем, рассказали про погоду и про местные новости. Из вежливости я спросила у егеря, должны ли мы что-то за угощение, и поняла, что почти его обидела. Хозяин принял мои извинения, сказав, что здесь, в горах «хорошая беседа ценнее любых денег, да и деньги-то здесь ни к чему, здесь это просто бумага».

Попрощавшись, мы направились в сторону горы Хацавита. За нами увязалась егерская Эльза. Прекрасная компания! Втроем мы держали путь на вершину, с которой открылся двуглавый Эльбрус – он величественно возвышался над остальными вершинами Центрального Кавказа. Казалось, что вот он рядом, рукой подать.

У «Большого Приключения» в Краснодарском крае появятся новые маршруты.

Мы возвращаемся в лагерь. Словно участники соревнований по ориентированию идем по еле заметной тропе, которую постоянно перекрывают то поваленные деревья, то большие каменные глыбы. А Эльза, виляя хвостом, бежит впереди, легко перепрыгивая через все препятствия.

За два с половиной дня мы прошли 70 километров, суммарно набрав около 4 тыс. метров высоты. Мысль о том, как было бы здорово, если бы дети «Большого Приключения» когда-нибудь прошли по этой выставке природных достижений не покидали меня.