Я падаю, но я же встаю
Мы не были в Истре целый год. И вот сегодня, здесь, на территории оздоровительного центра «Команда», в седьмой раз участвуем в соревнованиях по зимнему туризму на Кубок Мэра Москвы для обучающихся в коррекционных школах. В 2015 году соревнования стали для нас особенными, победными! Впервые за семь лет наши ребята стояли призерами. По результатам прохождения технической лыжной дистанции мы поднялись на вторую ступеньку пьедестала. Капитан нашей команды не шла, а бежала за кубком, а я, еле сдерживая слезы радости и гордости, бежала за ней, чтобы запечатлеть это историческое для нашего интерната событие. Наконец-то, мы получаем не только утешительный приз «За волю к победе». Ученица специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата поднимает над головой приз за второе место в лыжных соревнованиях!
Призы «За волю к победе» наш интернат получает каждый год. Многие считают, что их нам вручают из жалости, но это неправда. Да, мы не конкуренты для слабослышащих или слабовидящих ребят, поэтому за нами всегда закреплены последние строчки в протоколах соревнований. Быстро бегать не умеем, на лыжах стоим неважно, можем упасть даже на ровном месте, что уж говорить о движении по лесу. С памятью тоже, как в песне: «что-то с памятью моей стало…». Тем не менее, к соревнованиям мы стали готовиться еще за месяц. Вязали альпинистские узлы своими непослушными руками, мучительно, подолгу. Каждый выучил минимум три узла. Но 27 февраля в «Команде» даже их завязать не хватило времени: не успеваем мы за 3 минуты. Я пишу об этом не для того, чтобы нас пожалели. Для детей с ДЦП такие соревнования – это преодоление своей неуклюжести, неспособности сориентироваться в пространстве, скоординировать свои действия. Каждый ребенок завязал свой узел, а некоторые даже по два, и для нас это свершение, событие, праздник, успех, заработанные балы.
В этом году мы впервые выставили на соревнованиях сразу две команды: среднего и старшего возрастов. Получилось так, что в одной команде были только девочки, а во второй – только мальчики. Так вот, пока девочки отправились участвовать в конкурсе поваров, мальчики пошли ставить палатку. Отведенные судьями минуты минули пять раз, когда наша палатка, наконец, была правильно собрана. Начали мальчишки шустро, а потом растерялись, не могли определить, куда направлены вход и выход, что делать с дугами…
Через 45 минут палатка стояла, как положено. За это время девочки успели приготовить кашу и поучаствовать в трех викторинах. Мальчики, конечно, расстроились. Но для нас в этом конкурсе главное не время, а правильно выполненная работа. Поставленная палатка – это все-таки маленький успех. Тренировки еще будут потом, в лагере в Карелии, куда ребята собираются летом. Там ребята наработают навык и выучат алгоритм действий. Таковы наши особенности – нужно 150 раз повторить одну и ту же задачу, чтобы затем решить ее самостоятельно. Упорства нам не занимать, и я уверенна, что на следующем Кубке Мэра ребята уложатся в отведенное время.
Девочки пережгли ниточку над костром, который сами разожгли, а мальчишки самостоятельно приготовили свою первую кашу и определили азимут. Сколько же было радости! Эти конкурсы – связь теории с практикой. Из-за сопутствующих заболеваний и отсутствия должного опыта наши ребята не связывают теоретические знания, полученные в школе, с практическими умениями, не могут понять, что наука и жизнь – звенья одной цепи. А здесь, выполняя задания туристских конкурсов, знания и практика шествуют рука об руку.
В субботу, 28 февраля, начались мои любимые лыжи. Дистанция длиною в один километр. Если бы оценивалось, кто медленнее ее пройдет, то мы бы всегда были победителями. Но важна не победа, хотя кто же о ней не мечтает, здесь необходимо забыть о своем заболевании, преодолеть его.
Тремор в ногах и руках ронял его каждые 5 метров, но вдоль трассы шла мама и хвалила его, говорила, куда ставить палки, как выравнивать лыжи. На спуске Саше предложили их снять, но он категорически отказался, сказав: «Нет! Все идут на лыжах, я тоже должен дойти. Я падаю, но я же встаю!».
И в одной, и в другой наших командах было по два человека достаточно уверенно стоящих на лыжах; по одному тех, кто на лыжах стоит, но не едет (они по дистанции шли с лыжными палками); а остальные – ехать могут, но координация нарушена в такой степени, что ребята падают каждые 5-10 метров. Зато каждый – очень ответственный. И перед товарищами, и перед родителями, и перед интернатом. У Вити К. на дистанции разболелась голова, но мне он ничего не сказал, чтобы не подвести команду. Падал, вставал, шел вперед, снова падал, определял азимут, вел ребят. Желание дойти, преодолеть, смочь и доказать себе, что можешь многое двигали мальчика к финишу, хотя одну треть пути ему пришлось все-таки пройти пешком.
Саша М. просто уникум! Тремор в ногах и руках ронял его каждые 5 метров, но вдоль трассы шла мама и хвалила его, говорила, куда ставить палки, как выравнивать лыжи. На спуске Саше предложили их снять, но он категорически отказался, сказав: «Нет! Все идут на лыжах, я тоже должен дойти. Я падаю, но я же встаю!»
У девочек последней шла Оля Ч., она вообще не подпускала к себе никого. «Я сама, не трогайте меня!» – говорила она.
Все это очень трудно передать словами. Там, на Кубке Мэра, ребята из нашего интерната проявили неподдельную силу духа и приз «За волю к победе» получили по праву. Именно за проявленные волевые качества, за желание пройти трассу, как положено и самостоятельно, принимая лишь минимальную помощь. Для каждого из них лыжня – это преодоление себя и своего диагноза.
Не секрет, что школьники, а особенно наши, недолюбливают лыжи. Оправдания просты: зачем нужны лыжи, если на них только падают? Я же считаю катание на лыжах хорошими тренажерами для детей с нарушенной координацией движений. На чем еще корректировать и реабилитировать эти нарушения, как не на лыжах? Из лыжни никуда не денешься, а лыжные палки – вообще чудо техники! И при подготовке к соревнованиям, и на самих соревнованиях наши дети почувствовали вкус к лыжным прогулкам, как они говорят «кайф», а ведь это – приобщение к здоровому образу жизни и спорту.
Наш серебряный кубок – это награда за усилия, которые приложили и ребята, и взрослые, это толчок к будущим наградам, это укрепившаяся уверенность в своих силах, это движение к новым целям и новым возможностям. Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, ничего не получится. Не будет ошибок, которые нужно исправлять, не будет ничего. Участие в таких соревнованиях работает на реабилитацию физических недостатков наших ребят, их социализацию. Дети получают тот житейский опыт, которого им не хватает из-за ограниченности в движении. Они нарабатывают навыки, которых у них намного меньше по сравнению со здоровыми однолетками. Учатся общаться с разными людьми, у них растет умение показывать себя с лучшей стороны, растет уверенность и вера в себя, повышается самооценка.
Не только мы, учителя, но и родители благодарны Дмитрию Игоревичу и Матвею Шпаро за спортивные праздники, которые они устраивают для детей с ОВЗ. Это не просто походы, не просто соревнования – это разностороннее развитие детей вообще, и детей с ОВЗ в частности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Молодцы ребята! Пусть лыжи (и не только они) продолжают вам покоряться. :) Без преувеличения можно сказать, что ваша команда может послужить хорошим примером для «обычных» детей. Успехов.