Городской квест – игра или образ жизни?
27 сентября, уже в ближайшую субботу, мы собираем друзей на праздник «Большое Приключение в Сокольниках». Международный день туризма мы отмечаем большой квест-игрой на территории одного из старейших и красивейших московских парков. Школьникам – самостоятельно, или вместе с родителями – предстоит ответить на вопросы из истории Сокольников, получить порцию положительных эмоций и памятные сувениры.
Познавательные и развлекательные квесты – городское спортивно-интеллектуальное ориентирование – стали популярным видом досуга жителей мегаполисов в новом веке. Вначале был городской Foot-quest, который завоевал весь мир. Вслед за бродилками появлялись игры для велосипедов и автомобильные задания. На чем двигаться по маршруту: на своих двоих, или на велосипеде, или только на городском транспорте – это зависит лишь от фантазии устроителей. А фантазия может быть безграничной, поэтому разновидности форм и правил проведения квестов стали появляться, как зонтики на улице при первых каплях дождя.
В России первые соревнования по городскому ориентированию «Бегущий город» были проведены группой энтузиастов в 2000 году в Санкт-Петербурге и стали затем ежегодными. Они дали толчок к развитию целого ряда аналогичных и родственных проектов. Следом в Минске прошли первые игры серии «Энкаунтер» (Encounter), придуманной 20-летним студентом Иваном Маслюковым. Затея быстро перетекла через границы Белоруссии и отправилась завоевывать мир.
«Энкаунтер» – это казаки-разбойники нового века, игры для тех, кто не хочет лежать в выходные на диване, по десятому разу пересматривая сериалы, для тех, кому нравится активный отдых, спорт и туризм, для тех, кто любит разгадывать загадки и находить клады.
Первой ласточкой стала «Схватка». Перед началом игры команда делится на полевых и штатных игроков. Штатные, сидя дома за компьютером, получают по Интернету инструкции, а потом передают их полевым, которые выполняют свою миссию: решают задания и находят контрольные точки. Побеждает команда, выполнившая задания быстрее остальных. Маслюков утверждал, что не придумал ничего нового: Интернет, автомобили и мобильная связь существуют давно, просто он скомпоновал все в очень вкусный игорный коктейль.
Следующей была «Фотоохота». Команда получает 5-10 заданий, и теперь ей предстоит сделать максимально интересную, качественную и креативную фотографию. Вот здесь уже огромную роль играет фантазия самих участников, ведь фотографии оценивают двумя способами. Сначала «самооценка», где игроки самостоятельно выносят вердикт по сделанным снимкам, а затем «судебное заседание», где точку в игре ставят профессиональные судьи. В феврале Клуб «Приключение» провел в парке Сокольники несколько программ выходного дня «Фотокриэйтор» со сходными правилами.
Еще одно разновидность – «Видеоохота», где участники должны снять ролик по определенному заданию, а оценивается это творчество точно так же в два этапа: суд самих участников игры и оценка независимого жюри. Эти самые творческие разновидности игры, дающие возможность реализовать себя в качестве настоящего творца, ведь и кино, и фотография – это целое искусство!
Главной ценностью городских квестов является «активное краеведение». Возможность изучить историю своего города, попытаться разгадать его многочисленные тайны, стать частью приключения.
Варианты «Тайники» и «Кэшинг» также очень похожи. Вполне возможно, что одна игра просто вытекла из другой. Играя в «Тайники», участникам по GPS-координатам, легендам, историям, загадкам и фотографиям должны отыскать тайник, созданный организаторами. Выигрывает команда, которая первой нашла все спрятанные точки. Главное отличие «Кэшинга» заключается в том, что вы не просто будете искать тайники, но еще и находить там какой-то подарок, оставленный другой командой. В свою очередь вы должны также положить маленький сувенир в этот «сундук с кладом». Так целью поисков становятся не вымышленные «сокровища», а вполне реальные маленькие сюрпризы.
«Мокрые войны» – название уже намекает, что в финале кого-то обольют с ног до головы. Игра для одиночек. Подавая заявку, участник безоговорочно соглашается со всеми правилами! Суть в том, чтобы с помощью полученного от организаторов досье – фотографии, информация об увлечениях, сведения о местах обитания и т.д. – найти и в прямом смысле «замочить» жертву – из водяного пистолета. Однако стоит оглядываться по сторонам! Потому что всегда охотник – это еще и мишень для другого «киллера». Игра может продолжаться круглосуточно в течение нескольких дней, даже недель!
Современное поколение «от 20 до 35» находит в городских играх и нетривиальный активный отдых, и возможность получить адреналиновую подпитку или, наоборот, сбросить излишнюю энергию. Но все же главной ценностью городских квестов является «активное краеведение». Возможность изучить историю своего города, попытаться разгадать его многочисленные тайны, стать частью приключения. 27 сентября мы приглашаем московских школьников и их родителей принять участие в краеведческом ориентировании «Большое Приключение в Сокольниках». Все участники разделятся на команды и, вооружившись картами, должны будут отыскать тридцать контрольных пунктов, разбросанных по территории парка. На некоторых группам придется ответить на вопросы, связанные с историей и жизнью Сокольников, на других ребятам будет предложено попытаться сдать нормы физкультурного комплекса ГТО, а третьи предстоит всего лишь посетить, но найти их в лесу не так-то просто. Знаете ли вы, что такое орнитарий? Или, что в парке Сокольники есть настоящая обсерватория? В лесных просеках прячутся интереснейшие памятники и сооружения. Например, «Сад астронома», где дорожки – это орбиты планет, и памятник Мойдодыру. Или старинную церковь, и Золотой пруд, вдохновлявший когда-то Исаака Левитана. «Большое Приключение» поможет тебе лучше узнать свой город.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: