ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Лагерь как среда формирования навыков

Лагерь как среда формирования навыков

Есть некоторые очевидные вещи или явления, к которым привыкаешь и начинаешь воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Воспитательная и обучающая функции активных путешествий относятся к разряду именно таких очевидностей и это, на мой взгляд, не всегда является хорошим моментом. Поясню свою мысль на примере создания нашей новой программы, которую мы назвали аббревиатурой С.О.Л. – самостоятельность, ответственность, лидерство.

Множество туристских клубов работают по всей стране, тысячи детей ежегодно ходят в походы. Все руководители турклубов знают о мощнейшем воспитательном воздействии активных путешествий на детей, и видят, как дети преображаются буквально на глазах. Это привычное явление, и редко кто задумывается о том, что педагогический эффект похода может быть либо усилен многократно, либо направлен на воспитание отдельных личностных качеств. Это с одной стороны, а с другой стороны, отмечается еще следующее. Когда ребенок из года в год ходит в походы, в какой-то момент наступает привыкание и личностный рост как бы замедляется, то есть вот это самое мощное воздействие, которое дало такой скачок в первые год-два занятия туризмом, оно снижается. Почему так происходит? Потому что меняются районы походов, усложняется их техническая составляющая, а содержание, воспитательная начинка по сути своей остается прежней. Ребенок привык быть без родителей, научился рубить дрова, а следующий поход отличается от предыдущего (в плане навыков и воспитательного воздействия) только количеством времени проведенного без родителей и количеством нарубленных дров. Конечно, я утрирую для ясности картинки. Для того, чтобы такой «педагогической стагнации» не происходило нужно прикладывать дополнительные усилия. И я хотел бы поделиться опытом, как мы попытались решить эту проблему в наших лагерях «Большое Приключение» в рамках одной отдельно взятой программы С.О.Л.

«Большое Приключение« в Краснодарском крае. Лидер дня обдумывает маршрут команды.

«Большое Приключение« в Краснодарском крае. Лидер дня обдумывает маршрут команды.

То, что походы воспитывают самостоятельность и ответственность, отдельно объяснять не надо. С лидерством, между тем, дело обстоит сложнее. Во главе туристской группы в хорошем, правильном случае стоит сильная личность. Это один из гарантов безопасности похода. Руководитель группы должен уметь заставить себя слушаться, подчиняться, должен быть в хорошем смысле авторитетом. Но тут есть обратная сторона медали: эта сильная личность может подавлять участников похода, и чаще всего так и происходит. И чтобы воспитывать в участниках лидерские качества надо прикладывать дополнительные усилия. С одной стороны, эти усилия должны быть направлены на самого себя, на подавление своих привычных лидерских амбиций. А с другой стороны, эти усилия должны быть направлены на то, чтобы «растормошить» участников, вытащить наружу их лидерский потенциал, объективировать его в конкретных ситуациях. Но в любом случае, всё это должно быть зафиксировано в программе, заранее обговорено, спланировано и даже обыграно теми, кто организует путешествие или детский палаточный лагерь. Поэтому мы создали программу, в которой сделали акцент именно на лидерстве и на основных, сопутствующих лидерству качествах – на самостоятельности и ответственности.

Итак, суть программы в нескольких словах. Конечно, в основе программы активное путешествие, но в процессе этого путешествия дети решают самые различные ситуационные задачи, смоделированные педагогами-инструкторами. Кульминацией программы для каждого ребенка становится тот день, в который он сам лично становится во главе небольшого отряда и ведет его по маршруту. Инструктор становится на место простого участника, и если нет угрозы безопасности и здоровью детей, он не вмешивается ни в какие решения лидера дня. Даже если из-за неправильного чтения карты лидером отряд ушел с маршрута и вынужден ночевать в незапланированном месте, инструктор допускает подобное развитие событий. Потому что опыт принятия ошибочных решений и исправления последствий тоже бесценен, и должен быть у настоящего лидера.

Кульминацией программы для каждого ребенка становится тот день, в который он сам лично становится во главе небольшого отряда и ведет его по маршруту. Инструктор становится на место простого участника, и если нет угрозы безопасности и здоровью детей, он не вмешивается ни в какие решения лидера дня.

Проиллюстрирую выдержкой из записной книжки одного из инструкторов: «Глеб – примерный ученик в школе, застенчив, старается никого не обидеть. Сегодня он – лидер дня. С утра он объявил о проведении зарядки, без особого успеха: кто-то отговорился мозолью, кто-то больной спиной, в итоге вышли на зарядку только трое, включая самого Глеба. При выходе на маршрут Глеб предложил зайти на родник, чтобы набрать воды, но команда хором заявила, что возвращаться назад целых сто метров не хочется. Пошли без воды. Всю первую половину дня Глеб пробовал ориентироваться, но получалось неважно, группа то и дело шла по тропинкам, которые обрывались. Глеб постоянно извинялся. Припекало солнце, запасы воды закончились… В итоге Глеб понял, что ждать помощи не от кого, и с вдруг появившейся уверенностью продолжил путь. Видимо, напрягая всю силу воли, он через несколько километров привел группу к роднику. Ребята радовались. Но какова была радость Глеба! Это была его первая маленькая победа. Через полчаса Глеб остановился, чтобы подождать двух отстающих девочек. Один из парней предложил продолжить движение: «Чего ждать – сами догонят!» Глеб возразил: «Нет, будем ждать». «Почему?» – переспросил парень. И тут Глеб, наверное, впервые в жизни твердо ответил: «Потому что я так сказал».

Вряд ли так мог сказать мальчик, если бы ему не дали этот шанс – проявить себя в качестве руководителя небольшой группы ровесников. Если бы он был просто участником похода, он бы, безусловно, поразил своих родных по возвращении какими-то новыми навыками, какой-то новой степенью самостоятельности, но вот этой внутренней уверенности в себе, в своей способности повести других за собой, у него бы не было.

При этом, когда программа уже была создана и даже прошла апробацию, мы постфактум осознали ее многогранность, многофункциональность и многозначность для разных уровней «потребителей» программы. Слово «потребитель» здесь, конечно, употребляется с большой долей условности. Потребителем в каком-то смысле является школа, которой мы помогаем решать проблемы девиантных подростков, стоящих на внутришкольном учете, проблемы командообразования и проблемы инклюзии. Потребителем является и родители, которым мы помогаем начать процесс «отключения» детей от постоянного сидения в гаджетах, начать процесс «втягивания» детей в занятия физкультурой и спортом, да и просто приучения детей к труду и оздоровления. И, наконец, самые главные потребители – дети, которых мы учим получать удовольствие от жизни не в виртуальной реальности, учим заботиться друг о друге и об окружающем мире, придаем им уверенность в себе. И все это без какого-либо принуждения и чтения нотаций.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии