Осенью директора московских школ приедут в кубанское «Большое Приключение», чтобы вместе со своими учениками отправиться в походы по горам Краснодарского края. Новый образовательный проект, придуманный Матвеем Шпаро и ГБУ «Лаборатория путешествий», разрастается, как снежный ком. Рюкзаки уже собирают руководители 329-й, 1324-й, 444-й, 402-й, 1637-й школ. Всего подано более 30 заявок, но участниками программы станут только восемь школьных команд. Отборочные туры уже начались. Организаторы уверены, что новая инициатива поможет молодым руководителям образовательных учреждений проверить свои лидерские качества и ближе познакомиться с собственными учениками.
Наверняка, каждый школьник задавался вопросом: на что способен его учитель, классный руководитель, завуч, директор? Может ли он забросить мяч в кольцо с середины площадки, хватит ли у него сил покорить хотя бы самый простенький перевал, например, высотой всего в 2 тыс. метров? Ведь настоящего лидера отличает от формального руководителя умение не только рассказать, но и показать, КАК НАДО.
В 1985 году на киноэкраны СССР вышел фильм «Расписание на послезавтра». Его герои – ученики и педагоги пусть не совсем обычной – физико-математической, – но все же средней советской школы, где старшеклассники на равных спорят с преподавателями о передовых проблемах физики, увлеченные творческим поиском взрывают школьные лаборатории. Там царит дух свободы и идеальный директор Андрей Андреевич в исполнении актера Олега Даля ходит вместе с учениками в походы, участвует в самодеятельности, играет в водное поло, сдает нормы ГТО.
Советские педагоги отнеслись к этой утопии сдержанно. Киношная школа выглядела фантастично, а свобода и равноправие не поощрялась Минобразом. После премьеры фильм тихо положили на дальнюю полку.
Матвей Шпаро рассказывает, что идею нового проекта ему невольно подсказал директор московской школы № 444 Павел Северинец – несколько лет назад он пошел с учениками в водный поход по Карелии.
– Мы шли вместе по коридору его школы, и я услышал шушуканье школьников: «Это наш директор, он – крутой, он вместе с нами проходил пороги». Это очень любопытная оценка учениками своего директора. На самом деле дети вряд ли будут объективны, оценивая своих педагогов. Ставит пятерки, не задает домашку на выходные – это хороший, а сделает внушение – уже плохой. Подростки не могут дать правильную оценку каким-то деловым качествам директора: насколько он хорошо управляет коллективом, умело ли ведет школьное хозяйство, есть ли у него еще какие-то достижения. Детей не особенно интересует количество победителей олимпиад в их школе или сколько стобальников ЕГЭ. Но при этом, ребята могут сказать, какой директор классный, раз он в поход ходил со мной или моими друзьями. Это очень хорошая, добрая и яркая характеристика.
Анонс проекта #директоВпоход собрал множество комментариев в соцсетях. Директора школ сообщают, что начинают готовиться к отборочным турам, завучи жалеют, что их в путешествие не возьмут, пишут родители.
– Интересная идея. Как родитель, я бы хотела отдать ребенка в ту школу, где директор – активный походник и может приобщить своих учеников к такому виду отдыха.
Мы шли вместе по коридору его школы, и я услышал шушуканье школьников: «Это наш директор, он – крутой, он вместе с нами проходил пороги».
И не поспоришь. Где как не в активном путешествии и детьми, и взрослыми приобретается опыт межличностной, межвозрастной коммуникации, решения проблем, навыки принятия решений.
– В первую очередь, это управленческий тренинг для директора, – написал Матвей Шпаро в своем блоге на образовательном портале «Мел». – Ведь на самом деле, каким бы классным ни был управленец, ему всегда нужно тренироваться, участвовать в новых нестандартных мероприятиях, которые позволят ему взглянуть на свои действия по-новому. Так что для директора совершенствование собственных навыков – это задача номер один, а задача номер два – передача опыта и воспитание нового поколения самостоятельных людей, способных принимать решения и управлять командой. А для детей это мероприятие столь же сложное, сколь и интересное.
– Это общение, общение жизненное, даже житейское, – уверен Павел Северинец, – Часто ты можешь чего-то не знать, чего-то ребята не знают, вот и делимся опытом. И суть в том, что это общение на равных. Двух равноправных партнеров, у которых есть общее дело.
Стать участниками проекта ГБУ «Лаборатория путешествий» могут директора московских школ, подавшие заявку и прошедшие конкурсный отбор. Одним из условий участия является выполнение творческого задания – создание и размещение в интернете видеоролика. Проект поддержал издательский дом «Аргументы и Факты», поэтому тема сюжета сформулирована так: «Аргументы и факты: почему именно НАША школа должна принять участие в проекте #директорВпоход?».
Подробности участия в проекте опубликованы на сайте ГБУ «Лаборатория путешествий».