09.01.2023

Ода инструктору

У меня в руках неожиданный и, как я понимаю теперь, одновременно долгожданный материалкуратора «Большого Приключения» Марии Кузнецовой «Ода инструктору». По нынешним временам: инструктору — проводнику.

Так вот, вслед за Одой начинаем наполнять Галерею «Большого Приключения». Галерея — это фотографии наших заслуженных, проверенных временем и новых, начинающих инструкторов-проводников.

Постараемся вспомнить всех наших лучших инструкторов. Задача трудная, ведь «БП» открыто в 2000 году, 23 года назад. Вполне может быть, что нынешний отличный инструктор родился в один день с «Большим Приключением».

Все, кто как-то связывает себя с «БП», пожалуйста, отзовитесь. Вспомните своего инструктора, годы его работы в лагере, скажите о нем что-то важное и конкретное и по возможности сообщите, где он сейчас и что делает. Пришлите фоторгафии и текст, не более полстраницы.

Дорогие инструкторы, и вы  — отзовитесь! С кем-то из вас нас развела пандемия 2020 года, с кем-то — какие-то другие события. Но прошлое всегда поддерживает настоящее. А у настоящего  непременно должно быть будущее. Итак, друзья-инструкторы,  обязательно отзовитесь. Галерею мы будем создавать долго, не думаю что месяц, скорее год.

Классно увидеть историю «БП» в лицах людей, которых боготворили дети.

Дмитрий Шпаро

Я много раз видела инструкторов в работе, и они поражали меня силой духа, человечностью, терпением, профессионализмом. Для меня это особенно важно, потому что многие из этих ребят моложе меня, и я как мама и как учитель переживаю за новое поколение: часто в нынешнее время двадцатилетние не имеют ни стремлений, ни воли к жизни.

Профессия инструктора-проводника удивительна: она не подразумевает умений в одной лишь туристской области. Инструктор должен ориентироваться на местности и вести группу согласно маршруту, устроить бивуак, развести костер и прочее – всё это технические умения, требующие конкретных действий и знания всех правил безопасности. Но как убедить уставших путешественников дойти до привала? Если это дети, изнеженные комфортом, малыши или группа ребят с ОВЗ? Как провести занятия на командообразование так, чтобы учесть особенности группы – поддержать того, кто не может проявить себя, направить энергию эгоистичного лидера в продуктивное русло? И вообще, как понять, что группа устала, что кому-то требуется участие и поддержка, а кому-то, наоборот, твердость и вера в то, что он может больше, чем думает о себе?

Вот и получается, что инструктор – профессия творческая, он и спортсмен-турист, и психолог, и режиссер и еще многое неожиданное в одном лице. Часто инструкторы приходят в туризм из других сфер: есть учителя, психологи, дизайнеры, тренеры, инженеры… И каждый, помимо «обязательной программы», привносит в работу свой подход, свои увлечения, свое видение тех пяти, десяти, двадцати, тридцати  дней, в течение которых длится поход, а участники узнают о себе нечто новое и удивительное, и помочь свершиться этим переменам должен все умеющий, не злой, а добрый инструктор.

Есть инструкторы, которые прекрасно играют на гитаре, и это становится началом «Свечки», задает атмосферу. Есть инструкторы-психологи, которые мастерски модерируют беседу, не боятся сложных тем, помогают разрешению конфликтов. Есть инструкторы, которые в игре видят мощный ресурс самовыражения и командообразования. Я видала даже инструктора, который использует технику актерского тренинга на занятиях с группой. И чем больше собственных умений, увлечений инструктор готов включить в работу с группой, тем интереснее и неформальнее получается контакт.

Однажды на школе-семинаре будущих инструкторов учащийся печально спросил: «Стоит ли мне вообще работать инструктором, если я не открытый и не веселый?» Пришлось внести коррективы в обсуждение образа инструктора: речь идет не о том, что инструктор – аниматор, а о том, что он готов прожить с группой подлинную жизнь, поделиться с участниками своим опытом, предъявить настоящего себя и принять настоящих их – своих подопечных. Потому что без этой «настоящести» в походе никак: когда очень трудно физически или психологически, фальшивая мотивация и неискренняя поддержка разочаруют и отнимут последние силы, и наоборот, естественность и искренность запомнятся, может быть, на всю жизнь.

В профессиональной области инструктор должен быть зверь, и есть правила, которые нельзя нарушать и трактовать по-своему, но я умышленно не затрагиваю тему специальных туристских навыков и безопасности. Мне хотелось говорить именно о личностном облике инструктора-проводника, потому что очень важно, какой он человек, ведь он ведет людей в поход, для того чтобы они обрели там себя, познали свою силу и честно встретились со своей слабостью, научились преодолевать трудности и зарядились волей к жизни. Получается, что Инструктор на определенном отрезке времени Проводник не только по лесу, по болоту, по воде, по льду, но и Проводник по жизни.

Спасибо вам, дорогие инструкторы, я вас очень люблю!

Ваша Кузнецова Мария



Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии