ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › «Большое Приключение» на Эльбрусе

«Большое Приключение» на Эльбрусе

Эльбрус – высочайшая точка России, спящий вулкан, находящаяся на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Нет вершин равных ему и в Европе. Взобраться на высоту 5642 метра над уровнем моря мечтают все начинающие альпинисты и туристы. За сто девяносто лет, прошедших с первого покорения Эльбруса, на его вершины проторено множество маршрутов: с юга, с севера, с запада, с востока. Пять лет назад флаг «Большого Приключения» на высшую точку Европы подняли наши карельские инструкторы. Теперь эстафету принял краснодарский лагерь Южная площадка «Большого Приключения» нуждается в программе уровня «Мастера путешествий», поэтому, в сентябре 2017 года инструкторы Норуйс Геворкян и Мария Якушенкова отправились на разведку к подножью двуглавого великана. Рассказывает Нойрус Геворкян.

Идея восхождения

Желание совершить это восхождение возникла у меня еще 2012 году, когда мы по путевкам от университета отдыхали в Приэльбрусье. Тогда мы прогулялись в сторону Эльбруса по ущелью Ирикчат, поднялись на канатке до ледника Гарабаши. Было интересно наблюдать, как множество туристов продолжают карабкаться все выше и выше. Тогда, провожая этих смельчаков взглядом куда-то в высь, я загорелся мыслью вернуться сюда. Я вынашивал эту мечту, строил планы маршрутов и с юга, и с севера.

Впервые о разведке на Эльбрусе на поляне в Бугунже заговорили в начале лета. Планировалось подобрать четырех опытных инструкторов – это две связки-двойки. Осуществление идеи планировалось на начало сентября, сразу после закрытия летнего сезона. Но кандидаты выбывали, и за неделю до старта нас осталось только двое: я и Мария Якушенкова. С Машей в июне этого года мы прошли пешеходную «тройку», в ее силах я был уверен.

Эльбрус. Южный склон и две вершины.

Разработка маршрута

Когда долго о чем-то мечтаешь и вдруг тебе предлагают, наконец, осуществить задуманное, да еще с пользой для общего дела – это здорово! Маршрут разрабатывался вместе с директором краснодарского «Большого Приключения» Алексеем Александровичем Сейкиным и старшим инструктором Валентином Павловичем Волгиным, опыт которого оказался неоценим. Мы учитывали, что этот поход – может стать прообразом будущей детской программы, поэтому и пути на вершину выбирали не самые сложные.

Как известно, у Эльбруса две вершины – западная и восточная. Западная вершина считается основной, ее высота составляет 5642 метра над уровнем моря. Сюда проложен хорошо промаркированный вешками маршрут подъема от скал Пастухова – приметной каменной гряды на южном склоне на высоте приблизительно 4600 метров. Заблудиться сложно. Местами спасатели вешают страховочные перила, за которые можно держаться.

Для восхождения мы выбрали именно Западную вершину, нам хотелось побывать на высшей точке Европы. В результате раздумий и примерок, нитка маршрута выстроилась так: поселок Эльбрус – перевал Ирикчат (3667 м) – перевал Чаткара (3557 м) – перевал Субаши (3719 м) –  поселок Эльбрус – поселок Терскол – ледник Гарабаши – приют «Бочки» – «Приют одиннадцати» (4050 м) – Западная вершина Эльбруса – спуск в поселок Терскол. Общая протяженность похода составляла 85 км, сложность всех перевалов оценивались начальными категориями 1А или 1Б по принятой спортивно-туристской классификации. Но наш поход начался еще «до похода»…

Капризы природы, которые едва не сорвали восхождение

В самом начале нас ждал неприятный сюрприз. Итак, 1 сентября мы выехали из базового лагеря «Большого Приключения». Добрались до города Тырныауз, где узнали, что дальше дороги нет. Нам надо было попасть к точке начала маршрута в поселок Эльбрус, – еще порядка 30 километров по шоссе, которое проложено по Баксанскому ущелью, – но в Приэльбрусье стихийное бедствие: всюду военные, спасатели, полиция. В районе поселка сошли сели, стихия едва не смыла его, разрушено было множество дорог.

Без сэлфи не обойтись.

Вот так, взять и повернуть назад, отложив поход до следующей весны? Мы обсудили с Машей серьезность ситуации и решили идти пешком. Признаю, было немного страшно двигаться неизвестно куда, к тому же, у местных жителей была противоречивая информация.

В поселке Верхний Баксан узнали, стихия смыла в реку около 30 метров шоссе, все дороги в сторону поселка Эльбрус закрыты. Пришлось обходить все разбитые участки. Только на следующее утро мы добрались к началу маршрута. К этому времени погода нормализовалась, угроза новых селей была снята.

Взяли всего и с запасом

Снаряжением мы запаслись впрок: страховочные обвязки, веревка, каски, кошки, ледорубы. С расчетом на две недели пути в начале путешествия наши рюкзаки весили по 25 кг. Из всего этого нам пригодились только кошки и каски. Большой технической сложности восхождение не представляло, оружие Эльбруса – это непредсказуемая погода и высота. Неприятности могут подстерегать восходителей из-за отсутствия достаточной акклиматизации. Знакомясь с отчетами о восхождениях, которые закончились несчастными случаями, можно увидеть, что все они связаны в основном с плохими погодными условиями, или с тем, что участники, находясь на значительной высоте, переоценили свои силы. Поэтому простым назвать штурм Эльбруса все-таки нельзя.

Обратили внимание, что все больше удобных мест для стоянок, становятся платными. Да и наличие кострового места не всегда гарантирует наличие дров, их нужно нести с собой снизу. До высоты 2800 метров возможность разведения костра еще была, но лесная зона на склонах Эльбруса заканчивается примерно на высоте 2300 метров. Поэтому в таком путешествии приходится рассчитывать исключительно на газовые горелки.

Путь к вершине.

Правильная акклиматизация

Залог успешного восхождения – правильная акклиматизации и постепенное привыкание к условиям высокогорья. Всего наш поход продлился 7 дней, три из которых были заложены на акклиматизацию. Кольцевой маршрут через перевал Ирикчат должен был помочь нам привыкнуть к высоте и оценить свои силы. Мы поднимались по одноименному ущелью от поселка Эльбрус до слияния рек Ирик и Ирикчат, наблюдая как сменяют друг друга разные природные и климатические зоны: лес переходит в низкорослый кустарник, потом наступает зона альпийских лугов, заканчивающаяся вечными снегами.

Подъем на перевал занял два дня, следующим был перевал Субаши. На третий день – поднялись на вершину горы Чаткара (3914 м), потом спустились к поселку Эльбрус.

Вы когда-нибудь снимали контрольные записки? На перевале Чаткара и на одноименной вершине мы нашли две записки. Больше посланий, к сожалению, нигде не обнаружили. Это очень трогательная и объединяющая туристов традиция, позволяющая прикоснуться к чьей-то истории. На перевальном седле издалека виден каменный тур. Внутри – баночка, а там листочек с посланием, сделанным руководителем группы, которая брала перевал или вершину до тебя. Чувствуешь временную связь, когда читаешь эти строки. Смотрим дату, а там июнь 2016 года. До нас тут никто не бывал больше года! Мы оставили свою записку, не зная, кто ее снимет и когда. В старые времена, когда не было GPS и трекеров, эти записки были единственным доказательством того, что ты взял перевал. Сейчас контрольная функция записок уходит, но остается очень приятная и интересная традиция. Ты чувствуешь связь, единение с людьми из других городов или даже стран. Этот дух путешествий и приключений!

Испытания

Восхождение на Эльбрус мы решили начать пешком, не прибегая к услугам канатной дороги. Зарегистрировавшись на станции спасателей в поселке Терскол, поднялись до ледника Гарабаши. На календаре было 5 сентября. Восхождение заняло 4 дня, из которых одни сутки мы пережидали непогоду. Палатку замело снегом. Внутри было достаточно тепло, но неизвестность мучительна. Мы не понимали, будет ли улучшение погоды, и, если будет – когда. Конечно, можно спуститься вниз, в поселок, но мы пришли не за этим. Метель остановила нас в одном дне от вершины, и не взойти на нее было бы обидно. Эти сутки стали самыми сложными для меня.

Вершина мира.

Утром 8 сентября погода улучшилась. Преград больше не было и мы вышли на штурм. С собой взяли только самое необходимое: минимальный запас пищи, аптечку, теплые вещи, горелку с одним баллоном газа, средства связи. Палатка и рюкзаки остались на месте лагеря. Мандраж ушел, теперь есть только необходимость работать – переставлять ноги и не останавливаться!

Штурм вершины

На подъеме мы обогнали несколько групп. На вершине оставили шоколадку, а, спускаясь, предупредили тех, кто шел следом, что наверху их ждет сюрприз. В походе даже такие мелочи воспринимаются заслуженной наградой. Здесь вообще начинаешь ценить то, чего в повседневной жизни и не заметил бы.

Штурм вершины от «Приюта Одиннадцати» и обратно занял у нас 8 часов 10 минут, 6 часов из которых ушли только на подъем. Когда мы вышли на плато, ведущее к вершине, мне показалось, что до цели осталось не больше 200 метров. Но это расстояние мы преодолевали не меньше часа. Мы словно топтались на месте! Это очень удивило меня, даже разозлило в какой-то момент. Впервые в жизни я поднялся на такую заоблачную высоту. Я долго стремился к ней, и теперь я на крыше Европы! Восторг и осознание того, что есть силы идти еще выше! Мне нравится этот снег! Мне нравится этот лед!..

В этот момент очень важно не поддаться чувству эйфории. Главный враг туристов не непогода и ненадежные камни под ногами. Главный враг туристов – потеря самообладания и контроля над ситуацией. Находясь на вершине, надо помнить, что твой путь еще не окончен! Цель достигнута, но теперь надо унести отсюда ноги. Впереди еще спуск, который может быть не менее трудным. Дома тебя ждут живым и невредимым.

Отметка западной вершины Эльбруса – это валун, примерно, полуметровой высоты, рядом с которым стоят небольшие памятные стелы защитникам Кавказа, альпинистам. Флагов нет, все сдувают сильные ветра. Лишь маленькие флажки, вмерзшие в лед, просматриваются, то тут, то там. Если обратиться к истории Великой Отечественной войны, то эти места можно назвать святыми. Перевалы Кавказа и сам Эльбрус стали полем героизма и мужества.

Большой Кавказ. Справа – Донгуз-Орун, в центре – двуглавая Ушба.

Приятные воспоминания

8 сентября мы спустились в поселок Терскол и отметили у спасателей завершение восхождения.

Я возвращался домой, прокручивая в голове панорамы запомнившихся мест. Весь маршрут был наполнен удивительными в своем разнообразии пейзажами. Никогда не забуду восход на перевале Ирикчат. Под лучами еще не появившегося за хребтом солнца снег меняет цвет. Он становится голубым и лазурным, а потом начинает сверкать! Над горой торжественно восходит светило.

Мы видели большое стадо туров, не менее пятидесяти голов спускались по склону. Вообще, мы встретили множество диких животных. На перевале Субаши стали свидетелями того, как по осыпному склону грациозно сбегают вниз четыре рогатых горных козла. Пыль столбом, камни осыпаются, а они, не смотря на крутизну, стремительно несутся вниз! Ближе к Эльбрусу встречали много горных коз – серн. Орлы и ястребы были нашими постоянными спутниками.

Поднимаясь вдоль реки в ущелье Гарабаши, видишь нависающие с обеих сторон скальные стены. Чувствуешь себя крошечным и беспомощным перед великой силой природы.

А какой был закат на «Приюте одиннадцати», откуда Главный Кавказский хребет открывается во всем своем величии! Снег на далеких вершинах начинает медленно розоветь, и ты видишь, как солнце стремительно прячется за горы.

А завораживающая стена Донгуз-Оруна с ледником в виде исполинской цифры семь! Он так и называется – Семерка. Теперь я все это видел своими глазами.