26.09.2011

Готовим кадры…

Словно поэт, который в России больше, чем просто поэт, инструктор в «Большом Приключении» имеет значительно больший вес, чем обычный тренер по туризму. Это немудрено, ибо, повинуясь плотному расписанию занятий и лекций, приезжающие в Карелию ребята большую часть времени проводят именно со своим инструктором. В самом начале существования «Большое Приключение» обходилось в основном кадрами из Карелии и Москвы.

По большому счету именно их стараниями и усилиями был создан тот светлый образ «карельского «Артека», который заставляет подростков приезжать сюда во второй и в третий раз. Но с годами лагерь вырос многократно… Шутка ли, со ста человек в 2000 году до полутора тысяч в прошлом году. Привлеченных специалистов перестало хватать. Возникла необходимость готовить инструкторов «Большого Приключения» самостоятельно, растить собственные кадры.

И дело не решить простым увеличением количества сотрудников. Каждый год гостям палаточного городка на берегу Мергубского озера становятся дети из приютов и школ-интернатов, воспитанники детских домов, ребята с некоторыми физическими недостатками. Теперь от инструктора «Большого Приключения» требуется нечто большее, чем хорошая спортивная подготовка, походный опыт и веселый нрав. Они должны быть педагогами и психологами, понимать, чем отличается поведение подростка с ослабленным слухом от его сверстника с недостатком зрения. При этом в первую очередь надо любить детей и быть терпеливыми. Одно дело преподавать походные премудрости детишкам мотивированным, вполне осознающим, зачем они пришли в турклуб, кружок или секцию, и совсем иное возиться с подростками, зачастую не понимающими, куда и зачем их послали родители.

В начале апреля совместно с Российской международной академией туризма была запущена уже вторая на нашем веку школа-семинар по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма для «Большого Приключения», состоявшая из трех этапов. Первая часть прошла в тихом пансионате под Калугой, на берегу Оки, где собрались и те, кто хотел попробовать свои силы в «Большом Приключении», и те, кто отработал в лагере не одну смену.

Динамичное и до предела насыщенное учебными занятиями расписание было под стать графику лагерной жизни. Ежедневная летучка руководителей семинара проходила глубоко за полночь. Семь полуторачасовых лекций в день с 10 утра до 11 вечера в течение недели! В программе: основы конфликтологии, психология малых групп, безопасность в походе, теория проведения занятий по туристским навыкам, психологические особенности подростков 13-17 лет и многое другое.

Лекцию «Дети с ограниченными возможностями здоровья» прочитали педагоги московской школы-интерната № 31 для детей, страдающих детским церебральным параличом, Татьяна Андреева и Светлана Титова. Они привозили детишек из интерната к нам в Карелию три года подряд.

Лекция носила практический характер, основывалась на опыте педагогов и разборе конкретных ситуаций, с которыми могут столкнуться будущие инструкторы.

Отличительной чертой ребятишек с инвалидностью является то, что часто они безынициативны. Инструктору,  чтобы добиться результата, надо будет лично, буквально за руку, отвести ребенка к месту «работы». В таких группах особенно важно установление прочного и доверительного контакта между инструктором и педагогом-куратором, который привез группу в лагерь. Говорить следует четко, задачи ставить точно, всегда помня о том, что внимание у таких детей рассеяно. Полезно дублировать речь жестами.

Главное в работе – доброжелательность и терпеливая требовательность. Ни в коем случае, это было подчеркнуто, не следует указывать, даже косвенно, на отсталость своих подопечных, кивать на их диагноз, инвалидность. Советы давать следует незаметно. Ведь в команде могут быть уже совсем не дети, а 18-20-летние юноши и девушки.

Тренингам по оказанию первой помощи и поведению в чрезвычайных ситуациях было отведено двадцать учебных часов – самый насыщенный курс калужского семинара. Занятия вели методисты московского центра «Школа первой помощи».

Установочные лекции, в которых разучивается алгоритм действий на месте происшествия, закреплялись ролевыми играми.

Вводная номер один: маршрутное такси воткнулось в столб. Водитель в результате лобового удара зажат, полный салон «пострадавших»: «мама» в глубоком шоке с ребенком на руках, «мужчина» с переломом позвоночника, «барышня» с рваной раной живота, «бабушка» с потерей сознания. Роли исполняет часть учебной группы, тогда как вторая половина – «спасатели» — дожидается за дверью. Декорация сооружается из столов и стульев. Повреждения обозначаются резиновой кровью и накладками, имитирующими травмы, раны, ожоги.

Гомон появившихся из-за двери «спасателей» заглушает стоны «пострадавших». Все делают сразу все, каждый пытается помочь всем подряд. Получается нескладно и суетливо. Со стороны хорошо видно, что никто из «спасателей» так и не догадался позвонить в «скорую».

Прерывая толкотню на ограниченном пространстве, методист подстегивает ситуацию: «Десять секунд до взрыва бензина!» обострение подействовало на «спасателей» мобилизующее: за мгновения все «пострадавшие» были вытащены из декорации и отнесены на безопасное расстояние.

Дальше был профессиональный разбор ситуации, пересыпанный жесткими шутками методиста Александра Орлова, пожарного и спасателя со стажем. Оценка: много суеты, которая проистекает из-за того, что в группе не было лидера, из-за того, что напрочь забыли об алгоритме действий. Из положительных моментов: экстренная эвакуация прошла успешно, никто не «взорвался». Вынесли даже зажатого в покореженной кабине «водителя», хотя его-то можно было уже не спасать – по сценарию он был запланированной потерей.

После разбора группы меняются ролями. Ситуация – падение башенного крана на стройплощадке. Ошибки явно учтены, и у новых «спасателей» заметно меньше толкотни. Есть лидер, который распределяет обязанности и звонит в «скорую». На разборе главное внимание уделяется тому, как обращаться с добровольными помощниками из толпы, которые обычно только мешают работать. И если вокруг головы «крановщика», упавшего с тридцатиметровой высоты, «разлита» лужа крови, то проверять наличие сознание уже поздно и бесполезно.

Очередная ситуация, уже приближенная к реалиям «Большого Приключения». Во время заготовки дров упавшим сухостоем придавило горе-лесоруба. Кто-то неловко опрокинул на себя кипяток, споткнулся и упал в костер. Снова смена составов «спасателей» и «пострадавших».

Курс завершился экзаменами и напутствием методиста: «Теперь вы готовы действовать самостоятельно. За ваши действия я, ваш учитель, тоже несу определенную ответственность. И если вы окажетесь в ситуации, справиться с которой не сможете, то звоните в любое время дня и ночи».

Лекции по теории проведения занятий по туристским навыкам читал старший инструктор «Большого Приключения» Юрий Бабинцев, работающий тренером-преподавателем по водным походам в спортивной школе калужского городка Сосновка. Стоит отметить, что это весьма необычная специализация для любой спортшколы. Соревнования по спортивным походам проводятся заочно, и победители получают известность только в узком кругу единомышленников. Спорт куда менее перспективный, чем, к примеру, родственный водный слалом, являющийся олимпийским видом.

И тем не менее парадокс. Воспитанники Бабинцева периодически занимают призовые и первые места на первенстве России, поэтому в школе направление финансируется и поддерживается на уровне секций футбола и баскетбола.

Семинар собрал полсотни человек из Москвы, Кирова, Владимира, Костромы, Иванова, Твери, Чебоксар, Тулы, других городов.

Ирина Шаповалова приехала из Воронежа. Увлекается мультиспортивными эстафетами. Выпускница воронежского филиала Российской академии госслужбы. Защитила диплом по теме «Спортивный экстремальный туризм как двигатель развития въездного туризма в России». Собирается получить инструкторский диплом и создать в своем городском Центре детско-юношеского туризма секцию водных походов. Владеет английским и немецким. На семинар приехала со своими идеями. Считает, что интерес к России у зарубежных туристов есть, но нет массовости. Внимание потенциальных гостей ограничивается памятниками Москвы, Санкт-Петербурга, либо Золотого кольца. Ирина хочет привезти в Карелию детей из-за рубежа.

Калужанка Наталья Романова увлекается скалолазанием, серьезно занимается каякингом, призер областных соревнований. Собирается отработать в «Большом Приключении» полтора месяца в собственный отпуск. Отдохнуть и подзаработать.

Второй этап семинара прошел в конце апреля в Новгородской области на реке Мсте. Упор делался на практические навыки туризма: ориентирование, технические приемы прохождения водных препятствий и проведения походов. Погода вполне соответствовала карельскому июню: с неба валил мокрый снег… Всем, успешно преодолевшим второй этап семинара, летом предстоит стажировка в «Большом Приключении». Инструкторам – практика, а нашим детям – не просто инструкторы, а инструкторы, целенаправленно повышающие свои квалификацию.

 

Вячеслав Венидиктов,
«Московская правда», 19.06.2007 г.



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*