01.08.2013

Лагерь воспитания доброты

Каким может быть детский летний лагерь? Об этом рассуждают Дмитрий и Матвей Шпаро в беседе с корреспондентом журнала «Семья и школа» Ильей Медовым. 14 лет назад в Карелии был открыт первый молодежный лагерь «Большое Приключение».

Детский лагерь «Большое Приключение» в Карелии– Пионерских лагерей теперь нет. А что вместо них?

Дмитрий Шпаро: Я не думаю, что все сегодняшние летние лагеря так уж плохи. Есть и такие, где дети по-настоящему отдыхают и приобретают полезные навыки. Но большинство все-таки мало что дают детям. Это соответствует общему настрою сегодняшнего общества.

Матвей Шпаро: Вместе с Советским Союзом умерла и философия пионерских лагерей. На ее место не пришло ничего нового. Научного подхода к организации детского отдыха в стране нет. Есть отдельные географические точки, где энтузиасты разрабатывают свои методики. Это пытаемся сделать и мы в нашем палаточном лагере «Большое Приключение».

– С чего начался ваш лагерь?

Д.Ш.: В 1989 году мы учредили Клуб «Приключение». Часть программ намеревались ориентировать на детей и инвалидов. В 2000 году открыли лагерь «Большое Приключение» в Карелии, в котором собрались сто победителей объявленного нами экологического конкурса школьников. В следующем году приняли 170 уже вполне обычных детей, потом – 280. В 2006 году лагерь стал всесезонным. В прошлом году через лагерь прошли более двух тысяч  ребят.

– Вы сказали, что соединяете путешествие с педагогикой. В чем ее принципы?

Д.Ш.: Само собой, в лагере и в походе нет места праздности. У тех, кто сюда попадает, время занято полностью. Здесь атмосфера полного доверия ребенку.

Летний лагерь в Карелии «Большое Приключение»Программа нацелена на то, чтобы группа из десяти детей превратилась в команду: чтобы они научились взаимодействовать между собой, умели правильно держать себя со сверстниками и взрослыми. Непременно воспитывается ответственность.

Еще один важный принцип – правильное отношение к природе. Мы всегда убираем за собой мусор, а лучше сказать, приводим в порядок стоянки.

– Выходит, лагерь помогает становлению личности?

М.Ш.: Да, поскольку учит умению отвечать за себя и за свои поступки. То, что случается в походе, не может быть полностью спрогнозированно. Походная среда постоянно поощряет к совершению поступков.

– Самое яркое ваше впечатление из жизни лагеря?

Д.Ш.: Когда очередная группа возвращается из похода, ребята получают возможность написать и нарисовать на материи свой флаг. И потом все эти маленькие флажки 30×30 сшиваются. И образуется огромный флажище – объединенное творчество детей. Когда я первый раз увидел такой флаг, мне показалось, что ничего прекраснее нет.

В последний каждый получает 20 разноцветных ниток и может подойти, к кому хочет, привязать ему ниточку, обнять и сказать какие-то добрые слова. Я наблюдал такое братание вернувшихся из похода детей. Это просто потрясающе. Такая неожиданная для нашего времени доброта друг к другу. По-видимому, ее воспитывает лагерь.

 .

Полностью интервью читайте в журнале «Семья и школа» № 5-6, 2013.



Комментарии
Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*