29.03.2022

Активный туризм как терапия

Этот материал написала Мария Кузнецова — куратор-психолог «Большого Приключения», работавшая в Карелии прошлым летом. Очень хороший психолог-куратор. Мария собирается к нам снова в июле-августе, и мы чрезвычайно рады этому. Статья Марии – преотличная, и я уверен, что ее прочтут все, кто размышляет об активном туризме и о его пользе для современных детей.

Дмитрий Шпаро.

Я мама двоих детей, учитель начальной школы и театральный педагог. Я ежедневно вижу ребят, умных, интеллектуально развитых, родители которых всерьез заботятся о внутрисемейных отношениях, взрослым понятно, какую важную роль играют эмпатия, принятие и поддержка. И жизнь юного поколения кажется счастливой. По крайней мере, мы часто ловим себя на мысли: «Я могу дать детям то, чего не было у меня».

Однако нам, педагогам и родителям, свойственна чрезмерная опека: мир сегодня представляется неопределенным, и благополучие детей кажется тем немногим, что мы можем проконтролировать. Неравнодушие к судьбе ребенка как-то незаметно превратилось в тотальный контроль. В семьях и школах в системе ценностей довольно высокое место занимает успешность, и стремление к ней часто превращает ребенка в маленького карьериста. Он действительно показывает высокие результаты на контрольных работах и олимпиадах, но зачастую не может отнестись к ошибке как к должному, к трудностям как к необходимости. Он нередко беспомощен в быту, уязвим в обычных житейских ситуациях. Мы «прокачиваем» интеллект ребенка, но учим ли мы его терпеть, скучать, ждать, не сдаваться? Сейчас утрачены культура тщетности и культура усилия, и всякий час ожидания воспринимается как катастрофа; когда у ребенка что-то не получается, он либо бросает начатое, либо ждет быстрой помощи взрослого. Жизнь школьника стала однобокой: в ней есть учебные, спортивные, творческие достижения, но нет соприкосновения с реальностью. Он не знает, как себя накормить, как одеть, что делать после уроков. Ребенок, не имеющий явных проблем в школе, затрудняется при выборе самостоятельного занятия в свободное время, если только это не телефон и не компьютер, а при столкновении с какой-либо проблемой у него включается режим избегания, а не преодоления.

Другая сложность, с которой сталкивается нынешнее поколение детей, – это общение, взаимодействие со сверстниками. Мы больше не выпускаем детей во двор, и они не получают вовремя нужного опыта проб и ошибок, ссор и примирений, умения отстаивать свои интересы и уважать чужие. Часто у младшего школьника простая размолвка с приятелем ощущается как трагедия, а необходимость переделать работу, подождать, потерпеть – как неимоверное усилие, зачастую невозможное. К сожалению, приходится признать, что у современных детей недостаточно развиты воля, терпение, самостоятельность.

Здесь нет попытки отыскать виноватого: у каждого поколения свои трудности и свои положительные стороны. «Времена не выбирают…» Но в наших силах восполнить дефициты развития наших детей.

Одним из мощнейших ресурсов становления личности для современного ребенка является активный туризм. Когда ребенок приезжает к нам на площадку активных туров, его мгновенно захватывает реальная жизнь. Блага здесь не появляются волшебным образом, всё нужно добыть своим трудом: дрова – наколоть, кашу – сварить, вещи – просушить, рюкзак – собрать, катамаран – накачать.

В походе невозможно избежать трудностей, переложить сложную часть работы на кого-то другого; дети и инструкторы сообща делают все, чтобы путешествие состоялось. Даже если прохладно, утром нужно приготовить завтрак, разобрать палатки, проверить велосипеды, катамараны, рюкзаки. Дети в действительности видят, что неисполнение договоренностей приводит к нарушению графика, к задержке выхода на маршрут, зато преодоление награждается удачным днем, уважением товарищей, верой в себя, чувством победы.

Не скроем, в первые дни ребята могут говорить о том, что им непросто свыкнуться с твердой постелью и гречневой кашей, сваренной на костре, вместо шведского стола в приморской гостинице. В такие моменты важно принять их переживания и поддержать, высказать уверенность, что все получится, что они станут выносливее и крепче после похода. Ведь в комфортабельном отдыхе нет их личного вклада, а здесь, в лесу, у костра, они понимают цену своего участия в общем деле. По вечерам во время «свечки» инструкторы создают доверительную атмосферу, где каждый может рассказать, что показалось ему сегодня наиболее сложным, с чем он справился, чему научился. Более того, ребята говорят добрые слова друг о друге, благодарят за помощь. И это не абстрактное прекраснодушие, а честная признательность за поддержку во время испытаний на веревочном курсе или за то, что тебя подбодрили во время длительного и трудного перехода. Так рождается командный дух, возможность действовать сообща и решать общие задачи.

За те десять-четырнадцать дней, которые мы наблюдаем ребенка, он меняется. Часто замкнутый, неуверенный в себе становится смелее, решительнее. Даже те, кто приезжают к нам не первый раз, проходят важный путь: становятся наставниками, опорой для новичков. Дети уезжают, довольные в первую очередь собой, своими новыми качествами. Многие потрясены тем, какими находчивыми, сильными, терпеливыми они могут быть в реальной жизни.

Напоследок хочется выразить свое восхищение инструкторами «Большого Приключения». Все они разные, но большинство из них – юные ребята, иногда студенты, чаще – молодые специалисты. Педагоги, психологи, спортсмены… Для меня особым удовольствием является общение с ними, потому что они своим примером доказывают, что молодежь может быть бодрой, целеустремленной, перспективной. Популярному во все времена лежанию на диване во время отдыха они предпочли активную работу, сопряженную с постоянной ответственностью. Полагаю, что, глядя на молодых инструкторов, дети невольно отождествляют себя с ними, тем более что многие инструкторы в школьные годы сами участвовали в программах «Большого Приключения». Прекрасно, что можно равняться не только на блогеров и звезд соцсетей, но и на инструкторов-проводников, так много знающих и умеющих, которые не боятся ни испытаний, ни приключений.

Кузнецова Мария.
Фотографии автора.

Друзья, ждем от БПшников, родителей БПшников, читателей сайта и тех, кто получит наш ближайший дайджест, комментарии. Раздумчивая статья Марии Кузнецовой заслуживает обсуждения. Конечно, мы напечатаем Ваши отклики. Спасибо, что вы с нами.

Дмитрий Шпаро.



Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии
  1. Мария

    Татьяна, спасибо, Ваш отклик существенно дополняет мою статью!!! Я писала только про характер, про становление личности, а Вы так тонко добавили и про письмо, и про чтение, и про здоровую замену курения и наркомании — походами. Спасибо!

  2. Татьяна

    Хочу добавить от себя. В водных походах необходимость координации движений во время гребли на катамаране помогает более синхронно работать обоим полушариям головного мозга, что положительно сказывается на развитии умственных способностей. У нас, например, была минимальная мозговая дисфункция, и водные походы дали толчок в развитии письменной речи (устно ребенок прекрасно говорил, но едва-едва писал изложения и сочинения, уже после второго похода улучшилась способность к произвольному письму, сын стал выполнять эти задания самостоятельно, дисфункция стала менее заметной без всяких занятий с нейропсихологом). Во время физических нагрузок происходит выброс таких важных гормонов радости, как эндорфин и дофамин. Без последнего невозможна передача информации в синапсах головного мозга — ребенок слабо учится. Дофамин — это своего рода допинг для улучшения учебной деятельности и мотивации. Еще одна важная функция этого гормона — чувство радости, удовлетворенности. Известно, что нарушение транспортировки нейромедиаторов в головном мозге способствует формированию аддиктивного поведения (появлению различных зависимостей). Отправляя проблемного подростка в поход, мы как бы подменяем опасную зависимость от алкоголя, наркотиков, курения, токсикомании на безопасную — от преодоления трудностей (происходящие в головном мозге химические реакции меняют поведение ребенка). Поэтому туризм можно рассматривать как важнейшее средство реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, переживших какую-то глубокую травму в жизни. А две-три недели, проведенные на природе, гармонизируют внутренний мир, делают ребенка спокойнее, помогаю сосредоточиться на решении учебных и бытовых проблем, стать более мотивированным, целеустремленным, по-взрослому подходить к преодолению трудностей.