19.04.2021

Лето будет! Размышления перед сезоном

Я все думаю: наши корни, наша основа – это золотой стандарт советского туризма. Здорово все было поставлено. Но я хочу поговорить сейчас о детском туризме, и, думаю, что раньше взрослые ходили в походы с детьми все-таки иначе.

Никто «не заморачивался» и не формулировал какие-то особые воспитательные и образовательные цели, наши предшественники путешествовали с детьми, чтобы пройти из точки А в точку Б. Занимались ли воспитанием? Однозначно занимались! Но это было чем-то само собой разумеющимся, неким фоном. В многочисленных документах прописывались цели и задачи, в том числе педагогические, но на маршруте не проводились специальные занятия, направленные на достижение заявленных целей, не было обсуждений и анализа итогов дня. Обычно вечер заканчивался душевными песнями у костра, но упускалось что-то очень ценное. Мне важно сейчас сделать акцент именно на этом.

Я хорошо помню, что, когда в детстве ходил на лыжах из Опалихи в Подрезково или сплавлялся (на осенних каникулах, в ноябре!) по речке Пра в Рязанской области, наша задача была в первом случае – пройти от Ленинградской железной дороги до Рижской, а во втором – добраться из Спас-Клепиков до Брыкина Бора. Всё! Встали – пошли, сели – погребли. Могли происходить невероятные вещи – от тяжести рюкзака ребята валились в снег или руки замерзали настолько, что весло из них нельзя было вырвать. Мы преодолевали себя, общались, приобретали навыки совместной работы. Но наши старшие наставники не проговаривали это, не внедряли в наше сознание, потому что «само собой разумеется».

Так вот, мое убеждение: если ты акцентируешь внимание на некоторых принципиальных моментах, если анализируешь их вместе с детьми и уж тем более, если ты проводишь несколько специально продуманных занятий или упражнений на развитие социальных компетенций, то эффект от путешествия будет на порядок выше.

Если вспомнить ту же самую Рязань, ноябрьские походы, речку Пра, которая покрывается первым льдом… Это, конечно, настоящее испытание для подростка – байдарочный поход на осенних каникулах. Тебе холодно, мокро, постоянный дискомфорт, и ты все равно гребешь, идешь к цели, помогаешь слабым, преодолеваешь дикую усталость ради успеха всей команды. И если бы вечером у костра проводилась беседа о событиях дня, если бы некоторые истины были озвучены и зафиксированы в сознании, то, может быть, я бы многое понял в 15 лет, а не в 25-30. Все-таки чтобы чему-то научиться, ты должен это не только сделать, но и понять, что ты делаешь, а с этим у детей сложновато.

Я думаю, что детский туризм должен идти к тому, чтобы стать явным (не подспудным, а именно явным!) методом развития важнейших социальных навыков. Должны появляться новые идеи, методические разработки, программы, которые будут нацелены на то, чтобы дети получали необходимый опыт для дальнейшей жизни. Мир идет именно к этому.

Матвей Шпаро.



Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Комментарии