Каким может быть детский летний лагерь? Об этом рассуждают Дмитрий и Матвей Шпаро в беседе с корреспондентом журнала «Семья и школа» Ильей Медовым. 14 лет назад в Карелии был открыт первый молодежный лагерь «Большое Приключение».
– Пионерских лагерей теперь нет. А что вместо них?
Дмитрий Шпаро: Я не думаю, что все сегодняшние летние лагеря так уж плохи. Есть и такие, где дети по-настоящему отдыхают и приобретают полезные навыки. Но большинство все-таки мало что дают детям. Это соответствует общему настрою сегодняшнего общества.
Матвей Шпаро: Вместе с Советским Союзом умерла и философия пионерских лагерей. На ее место не пришло ничего нового. Научного подхода к организации детского отдыха в стране нет. Есть отдельные географические точки, где энтузиасты разрабатывают свои методики. Это пытаемся сделать и мы в нашем палаточном лагере «Большое Приключение».
– С чего начался ваш лагерь?
Д.Ш.: В 1989 году мы учредили Клуб «Приключение». Часть программ намеревались ориентировать на детей и инвалидов. В 2000 году открыли лагерь «Большое Приключение» в Карелии, в котором собрались сто победителей объявленного нами экологического конкурса школьников. В следующем году приняли 170 уже вполне обычных детей, потом – 280. В 2006 году лагерь стал всесезонным. В прошлом году через лагерь прошли более двух тысяч ребят.
– Вы сказали, что соединяете путешествие с педагогикой. В чем ее принципы?
Д.Ш.: Само собой, в лагере и в походе нет места праздности. У тех, кто сюда попадает, время занято полностью. Здесь атмосфера полного доверия ребенку.
Программа нацелена на то, чтобы группа из десяти детей превратилась в команду: чтобы они научились взаимодействовать между собой, умели правильно держать себя со сверстниками и взрослыми. Непременно воспитывается ответственность.
Еще один важный принцип – правильное отношение к природе. Мы всегда убираем за собой мусор, а лучше сказать, приводим в порядок стоянки.
– Выходит, лагерь помогает становлению личности?
М.Ш.: Да, поскольку учит умению отвечать за себя и за свои поступки. То, что случается в походе, не может быть полностью спрогнозированно. Походная среда постоянно поощряет к совершению поступков.
– Самое яркое ваше впечатление из жизни лагеря?
Д.Ш.: Когда очередная группа возвращается из похода, ребята получают возможность написать и нарисовать на материи свой флаг. И потом все эти маленькие флажки 30×30 сшиваются. И образуется огромный флажище – объединенное творчество детей. Когда я первый раз увидел такой флаг, мне показалось, что ничего прекраснее нет.
В последний каждый получает 20 разноцветных ниток и может подойти, к кому хочет, привязать ему ниточку, обнять и сказать какие-то добрые слова. Я наблюдал такое братание вернувшихся из похода детей. Это просто потрясающе. Такая неожиданная для нашего времени доброта друг к другу. По-видимому, ее воспитывает лагерь.
.
Полностью интервью читайте в журнале «Семья и школа» № 5-6, 2013.