ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Канистерапия в современной системе реабилитации

Канистерапия в современной системе реабилитации

«Большое Приключение» участвует в международном форуме канистерапевтов. Второй всероссийский конгресс «Канистерапия в современной системе реабилитации» работал 7-8 февраля в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. Павлова. Темы лекций и докладов, представленных на десяти секциях конгресса, очень близки работе лагеря «Большое Приключение». Применение четвероногих лекарей в двигательной и неврологической реабилитации детей; канистерапия в адаптивной физкультуре и спорте, социальной и психологической реабилитации; занятия с собаками в дефектологии, развивающем и компенсирующем обучении – все это повседневная работа детского лагеря в Карелии. 

 

Канистерапия в социально-психологической реабилитации
детей с ОВЗ  и молодых-инвалидов.

Благотворительный оздоровительный фонд «Клуб «Приключение» создан в 1989 году известным путешественником Дмитрием Шпаро. В 2000 году Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем Шпаро открыли в Карелии  подразделение фонда – детский спортивно-оздоровительный лагерь «Большое Приключение» для ребят  от 8 до 17 лет. Методом оздоровления, воспитания и развития подростков в лагере является их участие в автономных путешествиях продолжительностью от 3 до 21 дня – пеших, водных и велосипедных. Общая продолжительность лагерных смен варьируется в зависимости от программы и времени года и составляет от 10 до 28 дней.

Начиная с первого дня работы, карельский лагерь был открыт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Была поставлена задача в рамках детского спортивно-оздоровительного лагеря, обеспечивая доступность и безопасность путешествий, содействовать психологической реабилитации, социализации и интеграции детей с ОВЗ. Первые три года лагерь принимал детей слабослышащих и глухих. С 2003 года – детей слабовидящих. С 2004 года – детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (страдающих ДЦП). Массово приезжают в лагерь дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью. В коррекционных учреждениях Москвы и других регионов популярность лагеря с каждым годом росла.

В таблице 1  – динамика посещения лагеря детьми, в том числе детьми с ОВЗ, в первые шесть лет.

Год Количество детей,
побывавших за лето в лагере
Количество детей
с ОВЗ, побывавших за лето в лагере
2000 100 12
2001 168 12
2002 280 28
2003 722 150
2004 1069 180
2005 2221 270

 

С 2006 года лагерь стал всесезонным, для зимних программ были приобретены  собаки ездовых пород – хаски и чукотские ездовые. Выбор именно этой породы собак не случаен. Лагерь находится в Республике Карелия, и климат здесь достаточно суров. Характерная особенность хаски – густая шерсть, которая прекрасно защищает от морозов. Хороший природный иммунитет защищает хаски от инфекционных заболеваний. Характер животных – жизнерадостный, энергичный, уравновешенный. Собаки этой породы отличаются особым доброжелательным отношением к людям и особенно к детям.

Собаки в лагере стали надежными друзьями для детей с ОВЗ, а для сотрудников – дополнительным инструментом социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ.

Знакомство детей с собаками происходит в первые же дни жизни детей в лагере. В программу  входят: обучение определенным навыкам и прогулки детей по пересеченной местности с уже выбранным питомцем. Общение с собаками в базовом лагере помогает детям адаптироваться, снимает стресс, который неизбежно они испытывают при попадании из городской среды в дикую природу.

Зимой организуются лыжные путешествия на 3 дня с двумя ночевками в палатках. Главной особенностью зимних походов является  собачья упряжка, которая сопровождает группу на всем маршруте, помогая перевозить тяжелые грузы. Собаки воспринимаются детьми как главные помощники и фактически становятся полноправными членами команды. Каждому ребенку на протяжении всего похода поручается один из питомцев; ребенок следит за ним, играет, общается, кормит и поит.

С введением зимней программы мы стали принимать в лагере людей старше 18 лет с инвалидностью – воспитанников московских психоневрологических диспансеров (ПНИ). Администрации ПНИ – их в Москве 35 – медики и психологи социальных учреждений высоко оценивают реабилитационные программы в лагере.

В таблице 2 – посещаемость лагеря детьми с ОВЗ и молодыми инвалидами в 2011-2013 годах.

Год Количество детей,
побывавших за год в лагере
Количество детей с ОВЗ и молодых инвалидов, побывавших за год в лагере
2011 2645 715
2012 1823 803
2013 2012 647

 

В питомнике лагеря содержится около 60 собак. Собаки разные по экстерьеру и характеру. В первые дни каждый ребенок имеет возможность общаться с несколькими собаками и выбрать себе питомца по душе.

Но до сих пор не ясен вопрос – кто кого выбирает? Собака человека или человек собаку. Так или иначе, в 90% случаев выбор оказывается удачным, и взрослые (инструкторы и педагоги, сопровождающие детей), глядя на образовавшуюся пару «ребенок-собака», постоянно замечают, что существует некая трудно объяснимая схожесть между характерами ребенка и собаки.

Кто кого выбирает: собака человека или человек собаку?

Кто кого выбирает: собака человека или человек собаку?

Лагерь работает с детьми из коррекционных школ всех видов: I и II вида (слабослышащие и глухие), III и IV вида (нарушение зрения), V вида (нарушение речи), VI вида (нарушение опорно-двигательного аппарата), VII и VIII вида (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). Инструкторы лагеря адаптируют поход для каждой группы детей.

Поход с собаками имеет свои особенности:

  • умеренная нагрузка;
  • общение с животными.

Этот вид активного туризма мы рекомендуем всем группам инвалидов за исключением людей:

  • с аллергией на животных (бронхиальная астма, аллергический ринит, анафилактический шок и отек Квинке в анамнезе);
  • тех, кто не любит животных;
  • с умственным отставанием в сочетании с агрессией;
  • с хроническими заболеваниями мочеполовой системы из-за риска переохлаждения в зимний период.

Также необходимо учитывать, что работа с собаками являются лишь частью комплекса занятий и упражнений, направленных на социально-психологическую реабилитацию детей с ОВЗ и молодых инвалидов. В лагере не используются специальные технологии канистерапии, мы работаем в рамках не лечебной технологии Human Animal Intraction и ведем только учет количества получателей услуги, не фиксируя их заболевания.

 

С появлением собак в лагере возник новый тип туристического похода: летом и осенью дети совершают пеший поход с собаками. Ребенок надевает на себя специальный широкий ремень, за который цепляется повод, закрепленный к шлейке собаки. Ребенок несет рюкзак, у собаки тоже есть вьюк. Первые минуты собака рвется вперед, ребенку непросто, но очень скоро вырабатывается общий ритм.

Каждый участник летнего похода на протяжении всего периода в лагере учится ухаживать за доверенным ему животным, что воспитывает в нем ответственность за свои поступки и наблюдательность. Ребенок получает собаку, с которой на протяжении 2-х недель ему предстоит делить все тяготы пешего туризма. Собака помогает напарнику, а ребенок помогает собаке. Один из ведущих специалистов по ездовым собакам в России Елена Поцелуева утверждает, что общий настрой стаи задает вожак, и ребенок с ОВЗ принимается им, а затем и всей стаей, как Маугли. Собаки на инстинктивном уровне прощают мелкие ошибки своих временных хозяев.

В процессе работы группы с собаками можно заметить, как собаки словно воспитывают детей: отвечают воем на резкое повышение голоса, разнимают мелкие перепалки между участниками группы. Любопытно, что спор на повышенных тонах между детьми сразу же прекращается, если вмешивается собака, ее мнение в данный момент очень авторитетно.

 

Канистерапия способствует активизации познавательной сферы психики детей. При прогулке с собакой  необходима постоянная концентрация внимания, потребность запоминать и планировать свои действия. При кормлении животного, уходе за ним активизируются психологические процессы. Происходит развитие слухо-моторной координации.

Для полноценной жизни в современном обществе ребенку нужен определенный набор навыков поведения и самообеспечения, и общение с животными способствует этому. Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности за другое существо, таким образом, появляется ответственность за себя самого и умение простейшего самообслуживания, а зачастую именно этих навыков не хватает детям-инвалидам для самостоятельной жизни в обществе.

Во время ухода за собакой отрабатывается умение концентрировать внимание и контролировать свои действия, такие навыки, например, очень важны для детей, страдающих ДЦП.

Может быть это связано с тем, что хаски пугаются незнакомых движений. Но скорее, есть и другие причины.

Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности

Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности

На занятиях в базовом лагере ребенок знакомится с психологией собаки. Учится понимать и любить живое существо. Дополнительным плюсом в использовании собак на природе является возможность расширения опыта невербального общения. Животные не понимают человеческой речи, зато с легкостью отделяют ребенка от взрослого человека и живут в мире звуков, интонаций и движений. Участник, общаясь с собакой, начинает видеть мир другими глазами и воспринимать его невербально. Он учится улавливать настроение животного, так как животное всем своим видом – позой, движениями, взглядом это настроение показывает. Следя внимательно за животным, ребенок приобретает опыт понимания другого существа, расширяя диапазон своих эмоций. В условиях дикой природы, похода, такие наблюдения имеют практическую важность, ибо участник похода и его собака на протяжении всего путешествия становятся неразрывными партнерами. Умение понять друг друга лишь по взгляду весьма важно в экстремальной ситуации, которая в походе всегда может случиться, всегда важно вовремя понять партнера и оказать ему помощь. Эта дружба или память о ней сохраняется многие годы.

 

Наш опыт уроков естественной канистерапии получил мощное продолжение в декабре минувшего года. С 15 по 25 декабря совместно с Департаментом социальной защиты и населения города Москвы была осуществлена программа «По пути с хаски» в Москве в парке Сокольники. Из нашего питомника в Карелии были привезены 30 собак. Клички собак были заранее объявлены на сайте нашего Клуба. Московские дети имели возможность увидеть своих четвероногих друзей и пообщаться с ними. Что касается участников программы, то они приобретали навыки работы с собаками и ездили на упряжке по парку. В ежедневной 4-часовой программе приняли участие 300 учащихся коррекционных заведений и молодых инвалидов.

В таблице 3 перечислены учреждения, чьи воспитанники приняли участие в программе «По пути с хаски».

Состав участников программы «По пути с хаски» Кол-во человек
Воспитанники ПНИ (психоневрологические диспансеры) 50
Коррекционные школы II вида (слабослышащие, глухие) 50
Школы V вида (нарушение речи) 20
Школы VI вида (ДЦП) 10
Школы VII вида (задержка психического развития) 10
Школы VIII вида (задержка умственного развития) 80
Коррекционные детские дома 40
Коррекционные классы в колледжах и школах 40

 

Канистерапия в лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро – это лишь часть комплексной работы по реабилитации детей с ОВЗ и молодых инвалидов, но  каждый год мы стараемся расширить диапазон использующихся реабилитационных методик.

Общение с собаками определенно нами как один из самых ярких и действенных методов социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

В заключение хотелось бы сказать, что мы готовы и намерены подключить к нашей реабилитационной работе с помощью собак специалистов и ученых, с тем чтобы провести исследовательскую работу, зафиксировать положительные эффекты, сделать научные и прагматические выводы, направленные на совершенствование методик.

 


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии