Глоток арктического воздуха
«Арктика – фасад России» так называется Всероссийский урок, который в нынешнем году пополнил календарь образовательных событий в стране. В марте директор ГБУ Центр дополнительного образования детей «Лаборатория Путешествий» Матвей Шпаро провел интереснейший открытый урок в школе № 1525 («УГ Москвы», 8 марта 2016 г.). 29 апреля открытый урок на ту же арктическую тему в школе № 444 дали уже полярные воспитанники Матвея, члены команды, которые 19-26 апреля прошли 100 км по льдам Северного Ледовитого океана до Северного полюса. Приводим репортаж Дарьи Ефимовой об этом уроке, данном буквально «с колен», точнее «с лыж».
Если вы хотите, чтобы в школу к вашим детям пришли покорители Северного полюса – присылайте свои заявки. Где вы, активные родители, которые заботятся о своей школе? Мы готовы: придти, показать, рассказать. Лекции бесплатные.
Участники IX Молодежной полярной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу» вместе со знаменитым полярником Борисом Смолиным поделились с учениками 7-х классов впечатлениями об арктическом походе, раскрыли тайны северного быта и даже продемонстрировали водонепроницаемый костюм и полярный обед.
– Так здорово пробовать сушеные грибы прямо с полюса, правда, они оказались какие-то безвкусные! Зато сухофруты настоящее лакомство! – делится семиклассник Дудин Георгий.

Открытый урок в «трех четверках».
Встреча прошла в дружеской и теплой обстановке. Сначала юные путешественники показали ролик, который снял Первый канал, затем каждый из ребят полярной команды поделился чем-то важным и интересным со школьниками. Дмитрий Шапкин из Санкт-Петербурга надел на себя гидрокостюм и прошелся по залу, пожав руки детям.
Плыть в этом костюме в ледяной воде не так сложно. Сухо и комфортно. Он становится как большой оранжевый поплавок, который совсем не тонет.
Александр Песков из Кемерово рассказал о том, как важно поддерживать друг друга, припомнив случай, когда он помогал надеть пуховики девчонкам, у которых замерзли руки.
Арина Рычкова из Кирова объяснила, что в Арктике главное не паниковать и быть готовым к разным неожиданностям и, улыбаясь, добавила: «например, съесть сало с шоколадом».
– Природа Арктики невероятно красивая. Многие люди говорят, что там не на что смотреть, но на самом деле это не так. Там великолепные торосы – огромные глыбы льда, которые образуются при столкновении многотонных плавучих льдин. Эти гиганты иногда вырастают буквально в считанные минуты. А их цвета! Они переливаются всеми оттенками от нежно голубого до темно синего. И все они похожи на разных животных. Еще мы видели настоящее чудо света – Гало – три солнца и три радуги. Ни разу не видела перевернутую радугу. В груди от восторга все переворачивается, – поделилась Анна Кальмучина.
Если вы хотите, чтобы в школу к вашим детям пришли покорители Северного полюса – присылайте свои заявки. Мы готовы: придти, показать, рассказать. Лекции бесплатные.
Борис Смолин во время «урока» помогал юным полярникам, говорил про средства навигации и связи, о графике и особенности движения.
– Вы, наверное, думаете, что у нас был строгий график: утром идем, ночью спим. Но это не так. Там всегда день. Мы могли выйти на маршрут в семь утра, а могли и в 2 часа дня. На полюс мы пришли в 12 ночи, но было солнце! – рассказала Эльмира Мусина из Челябинска.
– Первым делом, когда мы приходили на стоянку, – продолжила Эля, – ставили палатку и начинали готовить обед или ужин. Для этого нам нужно было вскипятить 26 литров воды для наполнения термосов, плюс еще 3-4 литра для приема пищи.
Алексей Копачев из Москвы отметил, что для него самым интересным было преодоление ледяных гор. Иногда надо снимать лыжи, толкать друг другу сани, фиксировать ноги в нелепом положении.
– Метров за 100 до финиша, мы все взяли флаги регионов и навигатор, сняли сани и побежали к финишу! Пришлось постараться, ведь лед двигался. Мы дружно отсчитывали: 40 метров, 30, 20, 10, в итоге, ликуя, достигли 90-ый градус северной широты! Правда, утром лагерь отдрейфовал от полюса на несколько километров и прямо возле палатки началась образовываться полынья, – завершил Артем Ракоца из Вологды.

Арктическое рукопожатие.
Семиклассники интересовались, будут ли еще такие экспедиции, были ли какие-нибудь средства защиты от белого медведя, сколько километров проходили в день, долго ли готовились к экспедиции, сложно ли плавать в гидрокостюме, как удалось уговорить родителей, как быть с личной гигиеной и многое другое.
В завершение путешественники устроили мини викторину: задали вопрос, сколько километров между Россией и Америкой, и за правильный ответ наградили своих младших друзей шоколадкам, побывавшими на вершине планеты.
Северинец Павел Александрович,
директор школы № 444.
Эта встреча, к счастью, не была срежисированным и постановочным мероприятием. Наши дети были в восторге. Я считаю, что такие уроки это нужное и полезное дело. Хорошо, что встреча была между детьми. Перед семиклашками выступили ребята, которые тоже учатся в школе. Теперь каждый из присутствующих на открытом уроке знает – участие в подобных путешествиях удел не избранных суперменов, а дело целеустремленных, желающих добиться хорошего результата вполне обычных ребят.
Соколова Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы.
Эта встреча – живое соприкосновение с теми людьми, которые живут интересной жизнью. Я смотрела на детей, которые по-другому мыслят, по-другому воспринимают жизнь. Это был глоток арктического воздуха. Моим детям понравился живой, непосредственный разговор, ведь они привыкли слушать то, что им говорят взрослые. А это были именно рассказы детей детям.
Сами полярники интересные, открытые, незакомплексованные, спокойные, уверенные в себе, при этом очень деликатные и правильные во всех отношениях, чувствуется, что есть стержень. Они создали позитивную атмосферу в зале.
Борис Смолин приятный, интеллигентный человек. Чувствуется, что он многое знает, многое умеет. Дети уважают личность, любят, когда перед ними выступают интересные люди, которым есть, что рассказать и показать. При этом без какой-то помпы, пафоса. Просто по-человечески, непосредственно. Лучший способ воспитания детей, без назидания. Дети начинают по-другому смотреть на себя и тоже к чему-то стремиться.
Петушкова Ирина Игоревна,
учитель биологии.
У наших учеников загорелись глаза. Я давно их такими не видела. А когда они увидели ролик Первого канала, сразу начали задавать вопросы о том, как попасть в экспедицию и стать таким же, как их гости. Услышав ответ, что нужно быть спортсменом, хорошо учиться, задумались над своими будущими достижениями. Они поняли, что если все время филонить, то это ни к чему полезному не приведет, тебя никогда не выберут в семерку сильнейших.

Полярные радуги.
Жилина Полина, 7Б.
Полярники – это те люди, которые совершают подвиги ради того, чтобы другим людям было легче узнавать о том, что происходит в Арктике, какие явления природы бывают в этой части света. Я задала вопрос про обледение волос, потому что на одной из фотографий увидела, что у девочек на волосах был и снег, и лед. Я представляю, каково это снимать на морозе варежки, чтобы все это убрать – руки сразу замерзают! Я часто делаю доклады по разным школьным предметам, вот и в этот раз я попросила своего брата принести книги из института об Арктике.
Осташенко Константин, 7Б.
Я захотел на полюс. Там очень красиво. Теперь я хочу больше знать о полярниках и их достижениях. Ребята легко и непринужденно рассказывали, о том, как они сдружились, как шли, как радовались.
Хожейри Нада, 7Б.
У меня возникло желание все это пережить самой, но скорее всего мне не позволят физические данные.
Капустин Захар, 7Б.
Меня так понравился их позитивный настрой, сплоченность! Они все такие веселые и дружные, это ведь хорошо! Если бы попалась другая компания, они бы не сдружились, и тогда все были бы замкнутыми. А они вот так – нараспашку к нам!
Липовецкая Мария, 7Б.
Я раньше слышала, что проводились молодежные экспедиции, и так как у меня была мысль в будущем пойти по направлению, связанному с географией, мне было очень интересно. Я боюсь, что у меня не получится, там ребята такие сильные. Мне больше всего запомнилось, как проходили их дни, расписание дня, как они вставали и двигались.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Добрый день!
За какой срок можно бронировать данные лекции? Мы готовы оставить заявку на начало сентября 2016 года (первые две недели).
Присылайте свои заявки на адрес info@shparo.ru с пометкой «Приглашение на лекцию М.Шпаро». Не забудьте указать свои телефоны.
Поздновато мы узнали о такой превосходной возможности. У кого каникулы, у кого экзамены выходят на финишную прямую. Можно ли к Вам обратиться с просьбой привести ребят для встречи в новом учебном году, например в сентябре?
Мы всегда рады обращениям. Но лучше вернуться к этому вопросу осенью.
мы так и планировали )