ДЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ ТУРЫ ДМИТРИЯ И МАТВЕЯ ШПАРО
Главная › Блог › Ночи холодные и костры над рекой

Ночи холодные и костры над рекой

В середине сентября ученики 4-го класса сходили в поход выходного дня по программе «300 ПВД», и спустя две недели ребята 2-го класса повторили их опыт. Поход был организован сотрудниками ГБУ «Лаборатория путешествий» и учителями ГБОУ № 734 «Школа Самоопределения им. А.Н. Тубельского».

Когда поход был только на стадии задумки и учителя обсуждали на собраниях такую возможность, родители были озадачены: вроде бы и идея прекрасная, все же понимают про необходимость преодоления препятствий и про развитие самостоятельности, и программа бесплатная, что немаловажно, но в глазах некоторых родителей читалось сомнение, словно им предстояло решиться отпустить ребенка в далекий, прекрасный, но неизведанный и опасный космос. Увы, поездка на электричке, встреча с природой, физические нагрузки для некоторых городских семей являются серьезным испытанием.

Всю тревогу как рукой сняло, когда родители познакомились с сотрудниками «Лаборатории Путешествий». Важно, когда инструктор демонстрирует знание маршрута и техники безопасности, но еще важнее почувствовать его уверенность в том, что поход пройдет хорошо. Несмотря на то, что родители – люди взрослые, им важно, чтобы в момент принятия решения (отпускать ребенка в поход или нет) рядом с ними находился другой взрослый, на которого можно безоговорочно опереться. Большинство инструкторов –  молодые специалисты, однако они излучают профессионализм и спокойствие, и родители с легким сердцем отправляют детей в их первое путешествие.

За день до похода инструкторы приехали в школу, познакомились с ребятами, провели занятие «Укладка рюкзака». Это необходимый этап сборов в поход, в том числе и с психологической точки зрения. Каждая стадия путешествия продумана, никто не боялся неизвестности, поскольку организаторы проговаривали с ребятами, что они делают и для чего это нужно.

Итак, назначенный день настал. Несмотря на юный возраст, дети весело отшагали 7 километров первого дня. В пути пели песни, читали вслух стихи, и всё вокруг было удивительным: и огромные чёрные вороны, и «чернильные орешки» галлы, и личинки стрекозы, и загадочные слизевики… Конечно, уставали, ведь за плечами были рюкзаки, но на привале можно было побегать, поиграть, подкрепиться. Интересно, что даже те ребята, которые шли на пределе своих возможностей, казались измождёнными и мечтали на привале только лежать, во время остановки принимались носиться за собакой – спутником инструктора, лазить по деревьям, и их было не унять, у них будто бы выросли крылья. Это бесценный опыт: понять, что вслед за любой трудностью следует облегчение и жизнь становится проще. Следующий переход уже дался гораздо легче.

Наконец мы оказались на поляне «Радужная». Родители ребят второго класса подвезли на место ночевки провизию, палатки и спальные мешки, однако устанавливали бивуак ребята сами. Сами собирали хворост, сами чистили овощи для супа и нарезали их. От такого обеда не отказался никто, и даже утренняя каша показалась всем сказочной пищей. Тарелки мыли тоже сами – холодной водой и хвоей.

А вот ученики четвертого класса поставили себе задачу полностью обойтись без помощи родителей: в их рюкзаках были не только личные вещи, но и тушенка, гречка, макароны… Дело в том, что четвероклассники были погружены в проект «Робинзон Крузо», и задания, связанные с преодолением трудностей, были им просто необходимы. Вечером, после всех испытаний, ребята смотрели на звёзды и делились важными переживаниями друг с другом, а потом в классе написали тексты о том, какие изменения произошли в каждом за эти два дня, сопоставили свой новый опыт с тем, что пришлось пережить Робинзону.

Как и полагается в походе, для ребят были подготовлены испытания на командообразование: «Бермудский треугольник», в котором надо сообща перенести члена команды через веревку и не задеть её; «Болото», где команда идет по импровизированным кочкам и каждый страхует товарища от неверного шага.

Ранее учителя не обсуждали с инструкторами особенности каждого ребенка, но, пока мы шли на поляну, многое стало очевидно: кому легко идти, а кому трудно, кто подшучивает над сложностями, а кто потерял веру в себя, кто общался в дороге, а кто шел один. Поэтому, когда инструкторы проводили испытания веревочного курса, они учли индивидуальные потребности детей. Словно невзначай ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который в свободной игре не успевает за одноклассниками, оказался у самого края «Бермудского треугольника», и именно на его примере команда училась многократно переносить участника через веревку. Конкретному ребенку такое внимание было необходимо, и чуткий инструктор понимал это.

Казалось бы, в течение дня случилось все, что только могло произойти в настоящем походе: и переход, и установка бивуака, и заготовка дров, и приготовление пищи, и веревочный курс. Но энтузиазм инструкторов был неистощим, и вечером замесили тесто, накрутили его на палочки и медленно выпекали трдельники – детскому восторгу не было предела!

Как и полагается, в конце дня провели свечку. Мы предложили ребятам несколькими словами описать прошедший день. Удивительно, что практически каждый высказался о прямо противоположных настроениях этого дня: «Прекрасно, но трудно», «Страшно и весело», «ужасно и интересно».

Перед сном пели песни под гитару и укулеле – причем играли на инструментах и взрослые, и ребята. В Школе Самоопределения есть песня, которую можно в какой-то мере считать нашим гимном – «Глобус». Ребята поют ее и в детском саду, и в начальной школе, и инструкторы ее заранее выучили ради того, чтобы спеть с нами у костра. Только в тот день дети поняли на своем опыте, что такое «ночи холодные и костры над рекой, аппетиты огромные и рюкзак за спиной». Теперь это часть жизни ребят, и впредь они будут петь «Глобус» себе, о том походе, который их по-настоящему испытал и сблизил.

9 километров обратного пути были непростыми, зато по опыту предыдущего дня каждый знал, что справится.

Только на следующий день в электричке мы разговорились с инструкторами и узнали, что мы первые ученики начальной школы, которых они вели в поход по программе «300 ПВД». В тот момент нас особенно восхитили их уверенность и смелость.

Спасибо, дорогие инструкторы, мы очень ждем весны, хотим расти и становиться туристами только рядом с вами!

Кузнецова Мария,
учитель ГБОУ № 734 «Школа Самоопределения им. А.Н. Тубельского»

Фото  М.Кузнецова и А.Токарева


Добавить комментарий:

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Комментарии
  1. Мария
    5

    Очень хочется таких походов и в нашей школе (Камчатка, Козыревск).